Найти тему
Юриспруденция

АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ,ВОЗДУШНОМ И ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Оглавление
https://www.pinterest.ru/pin/534450680775030389/
https://www.pinterest.ru/pin/534450680775030389/

Проблема обеспечения безопасности железнодорожного транспорта, воздушных и водных судов вызывала озабоченность у общества и государства с момента начала их активного использования. В разное время они используются как средства перевозки пассажиров, грузов, а также как военная техника. В России обеспечение безопасности транспорта уголовно-правовыми средствами берет свое начало с XIX века. Правильнее всего, будет привести в пример положения последней редакции Уголовного Уложения Российской Империи 1845(1885г.), где предусматривалась ответственность за «нарушения постановлений о сообщениях сухопутных (ст.1078-1085)» (блокирование, уничтожение железнодорожных путей, нарушения правил эксплуатации, оставление состава), а также за «проступки против постановлений о судоходстве по рекам и каналам (ст.1087-1097)»(повреждение шлюзов, водоспусков, допуск к работе лиц, явно не способных на неё).

Внимание к этому вопросу привлекает и общественная опасность происшествий и катастроф на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, которая в первую очередь определяется угрозой одновременного причинения тяжкого вреда, смерти огромному количеству людей, а также крупному имущественному ущербу отношениям собственности.

Так, при совершении деяния, предусмотренного ст.263 УК РФ под угрозу попадает состояние нормального функционирования соответствующего вида транспорта, уровень доверия потребителей транспортных услуг к перевозчикам (т.к. аварии такого рода всегда находят широкую огласку в СМИ) и т.п.

Можно привести в пример печально известное происшествие, произошедшее в 1983 году, когда теплоход «Александр Суворов» на скорости 70 км/ч зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста, в результате чего верхняя палуба теплохода была полностью снесена, погибло около 200 человек. Приговором суда капитану судна было назначено наказание в виде десяти лет лишения свободы (по ст.85 УК РСФСР, в наст.вр. соответствует ст.263 УК РФ). Общественная опасность преступлений предусмотренных ст.271 и ст.271.1 УК РФ также не вызывает никаких вопросов. Катастрофы с воздушными судами в воздухе или на земле почти всегда уносят множество жизней, причиняют огромный экономический ущерб, осложняют отношения между участниками международных отношений, тем самым получая широкий общественный резонанс, в том числе в средствах массовой информации.

Интересный пример: в 1987 году немецкий пилот Матиас Руст вылетел из Гамбурга, осуществил полет через границу СССР и посадил самолет на Красной Площади, за что был осужден на четыре года лишения свободы за нарушение правил международных полетов (ст.84 УК РСФСР).

Важным моментом, для понимания причин и условий таких происшествий является определения источника угроз для самой транспортной системы. Они могут исходить от: 1. техники (транспортного средства), транспортной инфраструктуры (недоброкачественный ремонт судна, выпуск технически неисправного транспорта, средства навигации и т.п.), 2. управляющего транспортом лица (операторы) (нарушения правил безопасной эксплуатации, правил дорожного движения, управление в состоянии опьянения, передача управления) 3. от иных лиц (лица организующие движение транспорта: диспетчеры, штурманы, лоцманы, либо от посторонних лиц, приводящих в негодность транспорт и его инфраструктуру)

Среди мер по снижению аварийности особо выделяются меры уголовно-правового воздействия, как одни из наиболее эффективных.

Практически вся глава 27 УК РФ состоит из норм, направленных на обеспечение безопасного функционирования данных видов транспорта: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ); нарушение требований в области транспортной безопасности (Статья 263.1.); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническим неисправностями (ст.266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ); действия угрожающие безопасной эксплуатации транспорта (ст.267.1 УК РФ); нарушение правил международных полетов (ст.271 УК РФ); нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст.271.1 УК РФ). Ст.263 УК РФ не является нововведением нынешнего уголовного закона (похожий состав знал УК РСФСР 1960 г.). К предмету преступлений данной группы относятся: 1) ж/д транспорт, морской, речной, воздушные виды транспорта, метро, а также транспортная инфраструктура (ст.263, 263.1, 266, 267, 267.1, УК РФ) 2) различные воздушные суда: вертолеты, самолеты, гидропланы, различные дирижабли (ст.271., 271.1 УК РФ)

Ст.263 УК РФ не является нововведением нынешнего уголовного закона (похожий состав знал УК РСФСР 1960г). Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, обязанным соблюдать установленные законом правила, в первую очередь это нарушение установленных законом правил безопасного функционирования транспорта (например, проезд подвижного состава на запрещающий сигнал, выпуск подвижного состава без осмотра техническими работниками депо).

Отдельным составом в понимании ст.263 УК РФ является отказ работника от исполнения возложенных на него обязанностей, например, если диспетчер аэропорта самовольно покидает свое место.