... или немного о важности нематериальной мотивации.
Работал когда-то со мной в одном холдинге, правда, в другой компании, начальник складского хозяйства. Назовем его Александром для определенности. Человек уже не молодой, в прошлом офицер-подводник. Умный и с руками, растущими откуда надо.
Александр, помимо того, что был очень ответственным, к работе относился в разумных пределах творчески – то есть, имея определенный опыт, он реально старался что-то улучшить, что-то доработать, что-то оптимизировать. У начальства всегда был на хорошем счету.
Но был у него даже не недостаток, нет, скорее, нормальная человеческая слабость. Александр очень любил, когда его хвалили. Речь не о лести. Речь об оценке по итогам каких-либо реальных дел. Причем в оценке Александр нуждался до такой степени, что регулярно докладывал о работе начальству. Заслужив же похвалу (кстати, мне не известно ни одного случая, чтобы она когда-либо воплощалась в премии и иной финансовый эквивалент), он мог горы свернуть на благо работодателя.
В какой-то момент в компании поменялось управление. Вместо команды профессионалов владелец бизнеса поставил рулить процессом людей, которые были, скажем так, лично преданы ему. Наверное, у него были на то причины.
Начальницей Александра оказалась некая, допустим, Елена Магомедовна Иванова. Ну, такая дама, которая, скажем так, мягко стелет, но спать нереально жестко.
Ну а Александр продолжал работать. И, сделав что-то хорошее, по привычке пошел докладываться в ожидании похвалы. Стоит такой, распинается перед Еленой. Та молча выслушивает, не отрывая взгляда от монитора, затем выдает шедевральное:
- Александр, я не понимаю, вас что, похвалить, что ли?!
Саша, выходя из кабинета, аж побледнел. Ощущение, что из человека какой-то стержень вынули. В кабинет влетал радостный скачущий мячик, а в обратном направлении выкинули проколотые и сдутые остатки резины.
Проработал Саша после этой истории месяца два, уволился по собственному желанию. А вот его начальница, если не ошибаюсь, по сей день трудится в холдинге с развитой корпоративной культурой, наличием службы помощи персоналу и постоянными накачками сотрудников – дескать, читайте умные книги по оптимизации рабочих процессов. Бережливое производство, кайдзен, личностный рост, выход из зоны комфорта и всё такое.
А ведь прошло уже лет 7, вроде…