Совершенствование муниципального земельного контроля согласно распоряжению Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 297-р «Об утверждении основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы»[4], является одним из направлений государственной политики по управлению земельным фондом.
Нормативно-правовой базой муниципального земельного контроля являются Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (далее 131-ФЗ) (ст.16.п.26) [1]. Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) ст. 72, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ст. 14, п.20) . Земельный контроль осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так на территории Саратовской области действует Постановление Правительства Саратовской области № 80-П от 27.02.2015 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Саратовской области» .
Проблемным в настоящее время остается вопрос о взаимодействии и границах ответственности субъектов, осуществляющих муниципальный земельный контроль. Обусловлена данная проблема наличием противорeчий мeжду Зeмeльным кодeксом РФ и Фeдeрaльным зaконом № 131-ФЗ. Соглaсно ст. 72 ЗК РФ[1] полномочия по муниципaльному зeмeльному контролю зaкрeпляют зa всeми оргaнaми мeстного сaмоупрaвлeния. В то жe врeмя Фeдeрaльный зaкон № 131-ФЗ муниципaльный зeмeльный контроль относит к вопросaм мeстного знaчeния посeлeния и городского округa (ст. 14,15 16) , исключив вопросы мeстного знaчeния сeльского посeлeния.
Земельный контроль на территории сельских поселений в соответствии с п. 4. статьи 14 относится к вопросам местного значения муниципальных районов в том случае, если он не отнесен к вопросам местного значения сельских поселений. Однако, статья 15, в которой представлен перечень вопросов местного значения муниципального района, в п. 35 фиксирует только осуществление муниципального земельного контроля на межпоселенной территории, исключая, таким образом, вопрос земельного контроля на территории самих сельских поселений.
На практике в данный момент муниципальный земельный контроль в поселениях сельского типа практически не осуществляется из-за отсутствия средств. Однако, проблема контроля в сфере земельных ресурсов для поселений данного типа является актуальной и требует законодательного закрепления.
При организации муниципального земельного контроля возникает проблема с законодательно закрепленным и уточненным определением органов, правомочных осуществлять муниципальный земельный контроль.
Исполнять его могут как органы местного самоуправления, так и уполномоченные ими органы. На практике такими уполномоченными органами в отдельных муниципальных образованиях стали муниципальные учреждения, в некоторых случаях, некоммерческие организации.
Например, в городе Чебоксары таким уполномоченным органом в области земельного контроля администрация определила муниципальное учреждение «Служба муниципального земельного контроля» . Это некоммерческая организация, учредителем которой является администрация. Данная некоммерческая организация не входит в структуру администрации и не относится к тому органу, который в соответствии со ст.72 ЗК РФ может быть уполномочен на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования.
Основным отличием муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора (контроля) является то, что должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности. По результатам проверки, согласно ст. 16 и 17 ФЗ № 294 должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, и в случае выявления нарушений они обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Акт обследования, составленный по результатам проверки, не обладает признаками нормативного правового акта, не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей заявителя, не определяет его меру ответственности, носит информационный характер. В случае выявления признаков, указывающих на наличие административных правонарушений, муниципальные инспекторы направляют материалы в органы, осуществляющие государственный земельный надзор. Для повышения эффективности муниципального земельного контроля целесообразно увеличить штатный состав муниципальных земельных инспекторов.