На втором этапе, когда существует понимание сложившейся ситуации и уже реализуется какая-то методика коррекции состояния аутичного ребенка важно не попасть под влияние псевдо-супер-чудодейственных методов и способов «лечения» аутизма. Педагоги и родители, уверовав в какую-то терапию могут увлекаться ей до потери объективности. Адекватное и позитивное отношение к жизненной ситуации, оптимистический настрой делают реабилитацию ребенка с РАС более успешной. В России в последнее десятилетие стало больше государственных социальных реабилитационных центров, которые проводят платные и бесплатные занятия с детьми с ОВЗ. Однако специалистов, которые способны профессионально работать именно с детьми с расстройствами аутистического спектра единицы. Зачастую в этих центрах практически отсутствуют четко разработанные программы реабилитации детей с РАС и не всегда есть взаимопонимание внутри коллектива. Поэтому на втором этапе родители должны активно заниматься саморазвитием, изучать существующие методы реабилитации аутичного ребенка. В России есть свои школы, которые разрабатывают направление реабилитации детей с РАС.
Эмоционально-смысловой подход в коррекционной работе с детьми с РАС позволяет создать благоприятную среду для развития ребенка в семье, в детском дошкольном учреждении, в школе.
Лебединская К.С. и Никольская О.С. разработали эмоционально-смысловой подход к реабилитации ребенка, который предполагает плотное активное взаимодействие специалистов с родителями. Родители обучаются методам коррекционной работы с аутичным ребенком: приемам привлечения внимания, организации поведения ребенка, преодоления нежелательных форм поведения. Родители учатся эмоционально «присоединяться» к ребенку, сливаться с ним для того, чтобы помочь малышу понять смысл происходящего с ним. Родители могут и должны стать тем инструментом, который позволит ребенку через опосредованный контакт научиться взаимодействовать с окружающей средой. Активное участие родителей в реабилитации (помимо ухода и заботы) позволяет добиться значительного прогресса в социальной адаптации ребенка. За многие годы методы доказал свою эффективность и пользуется заслуженным успехом.
Эмоционально-смысловой подход в коррекционной работе с детьми с РАС позволяет создать благоприятную среду для развития ребенка в семье, в детском дошкольном учреждении, в школе. Позволяет преодолеть многие трудности всех этапов взросления аутичного ребенка. Разумеется, в процессе реабилитации родители активно делятся опытом со специалистами, и это позволяет все более четко понимать тонкости и трудности состояния ребенка с РАС.
На основании приведенных рассуждений напрашивается вывод о том, что необходимо организовать условия для формирования навыков общения, которые помогут в социализации ребенка.
Для реабилитации детей с РАС используется и прикладной анализ поведения. Отношение к этому методу специалистов и родителей в России неоднозначное. По моему мнению, выбор методов коррекции расстройств, имеющихся у конкретного ребенка, остается за родителями и группой специалистов, которые сопровождают своего подопечного длительное время. Иногда отдельные элементы прикладного анализа будут эффективными.
На основании приведенных рассуждений напрашивается вывод о том, что необходимо организовать условия для формирования навыков общения, которые помогут в социализации ребенка. На основе сформированного успешного общения, возможно и овладение академическими навыками. Также непрерывно нужно осуществлять контроль со стороны дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов (по необходимости). Для успешной реабилитации необходимо педагогическая и социальная поддержка семьи, воспитывающей ребенка с РАС.
Таким образом, для решения проблем взаимодействия специалистов и семьи на уровне современного состояния вопроса, с моей точки зрения необходимо решить следующие задачи:
- повысить уровень информированности родителей в проблеме РАС и даже организовать небольшие курсы для понимания состояния своего ребенка (возможно это позволит снизить страх будущего и спасет не одну семью от распада);
- создать специальные информационные брошюры о том, какие симптомы должны насторожить родителей, куда могут обратиться родители за квалифицированной помощью;
- необходима разработка, адаптация и внедрение программ комплексной помощи детям с РАС;
- повсеместное использование социальной ранней помощи;
- помощь государства в финансировании интенсивной ранней помощи детям с РАС, что так или иначе будет способствовать сокращению расходов на реабилитацию в будущем;
- организовать систему наставничества и супервизии среди специалистов, работающих с расстройствами аутистического спектра.