В XX веке многие страны получили свою независимость от европейских метрополий. Однако далеко не все страны Европы желали отпускать собственные колонии и постарались сохранить свою связь с ними. Некоторым это вполне удалось. Таким примером служит Франция.
Система современной опеки Франции над своими бывшим колониями получила название Франсафрика. Помимо стран бывших колоний самой Франции, туда входят некоторые бывшие испанские и бельгийские колонии.
В 1960-х годах руководство Франции считало необходимым заключение выгодных экономических и политических соглашений с бывшей частью Французской империи ради своих геополитических интересов. Поэтому правительство де Голля создало валютную систему, основанную на франке КФА. КФА( colonies françaises d’Afrique ) — аббревиатура, означающая французские колонии в Африке.
Курс африканского франка изначально был привязан к французскому франку, а позже к евро. С одной стороны, страны Африки получили надежную и стабильную валюту, но с другой, они обязались исполнять ряд условий, вроде направления части своих резервов на выполнение различных финансовых обязательств. Эти страны дали соглашение на помещение 65% своих валютных резервов на специальный счёт Казначейства Франции. Таким образом, государства-участники зоны франка могут сохранить лишь около трети своих доходов. Печать валюты же происходит под контролем ЦБ Франции, а правительства стран зоны франка не способны устанавливать свою процентную ставку и девальвировать валюту, что препятствует развитию. Если страны Африки захотят получить доступ к своим собственным деньгам, то они будут вынуждены занять валюту у Франции по фиксированному курсу. Например, в 2008 году страны зоны франка не смогли получить кредит из-за того, что их резервами владела Франция. Результатом стало то, что сама Франция выдала им кредит из их же собственных средств. Также Франция имеет право вето в отношении денежной политики стран зоны франка в случае овердрафта.
Такая экономическая система благоприятно сказалась на развитии французских банков и экономики Франции, но негативно на самих странах Африки. Жак Ширак хорошо охарактеризовал данную систему. Он заявлял: "Мы должны честно признать, что большая часть денег в наши банки поступает от эксплуатации африканского континента".
We have to be honest, and acknowledge that a big part of the money in our banks come precisely from the exploitation of the African continent.
В 2008 году он сказал: "Без Африки Франция скатилась бы до уровня стран третьего мира"
Without Africa, France will slide down into the rank of a 3rd world power
Хоть зона франка называется валютным союзом, по факту это проявление политики неоколониализма. Пока бывшие колонии не способны управлять собственной экономической базой, их суверенитет и политическая воля не имеют никакого значения. Государствам Африки сложно развиваться, пока Франция контролирует их доход, экономическую и бюджетную политику. Сама же зона франка благоприятная почва для развития коррупции и вывоза капитала из стран Африки. Интересен факт того, что французская гуманитарная помощь Африке в виде кредитов из средств самих же африканских государств поставляется при условии, что эти деньги будут потрачены на французские товары и контракты с французскими компаниями.
Иногда на это обращают внимание политики других стран. В январе 2019 года председатель итальянского Совета министров и министр экономического развития Луиджи Ди Майо обвинил Францию в колониализме и провоцировании эмиграции в Европу.
Как приводит его слова AFP:
Если сегодня люди уезжают (из Африки), это потому, что некоторые европейские страны, и в первую очередь Франция, никогда не прекращали колонизировать десятки африканских стран
Французские компании сохраняют эксклюзивное право на добычу полезных ископаемых из недр своих африканских колоний, продавая их после на мировом рынке.
Правящие элиты государств Африки тесно связанны с Парижем. Франция подкупает лидеров этих стран для сохранения лояльности, обеспечивая им роскошный образ жизни, а те в свою очередь сами дают взятки ради собственных интересов. В 2011 году разгорелся скандал, когда один из специалистов по Африке во Франции Робер Буржи заявил об огромных суммах, переправляемых африканскими диктаторами в Елисейский дворец. Африканские государства платят самую настоящую дань. Представители африканской элиты и интеллигенции обучаются во французских вузах, что также играет свою роль.
Но находились и не согласные с этим. Только вот любой правитель африканских стран зоны франка, который перечит воле Франции или стремится выйти из зоны, подвергается политическому, экономическому и военному давлению.
Например, глава Тоголезской республики Сильванус Эпифанио Олимпио ставил своей основной политической целью снижение зависимости от Франции и развитие сотрудничества с другими европейским странами. Он делал шаги по замене франка суверенной валютой, привязанной к немецкой марке. Но 13 января 1963 года в Того произошёл военный переворот, в результате которого Сильванус Олимпио пoгиб. Этот пример далеко не единичный случай.
Франция активно производит военное вмешательство в страны Африки и с 1960-х годов совершила его свыше 40 раз. Помимо этого, Франция засылает наемников. Например, широко известен Боб Денар, получивший прозвище "король наемников" и ставший легендой Холодной войны, участвуя во многих конфликтах африканских стран.
Международное сообщество не стремится как-то реагировать на такую ситуацию, однако Франсафрика не остаётся неизменной. С одной стороны, она расширяется. Сюда относят вклад Франции в падении режима Каддафи и выгодный для Парижа последующий хаос. С другой стороны, после конца холодной войны французское влияние на континенте падает, появилась конкуренция со стороны Китая и США, а новое поколение африканской элиты всё больше обращает внимание на других покровителей.
Франция упорно сопротивляется деколонизации и поэтому составляет новое соглашение, которое поможет сохранить влияние посредством французского языка. Она планирует потратить большие средства на начальные и средние школы в Африке. В ноябре 17 года в Буркина-Фасо Макрон заявил, что французский язык будет лидирующим в Африке, а может быть и во всем мире, если Франция правильно разыграет карты.
В любом случае, разрушительная власть Франции над своими колониями ещё сильна и она не намерена его терять.