В середине 1960-х годов изобретательные черные музыканты разложили соул, джаз и ритм-энд-блюз на первичные компоненты - и сварганили нечто новое. Изменяя темп и инструментарий, они трансформировали устаревшие структуры в зацикленные грувы, подпитываемые басом, барабанами, гитарой, духовой секцией, а позже синтезаторами. Смешной, кусачий и потусторонний одновременно, фанк может заставить нас двигаться в такт - и взлетать к небесам.
The Meters. The Meters (1969)
В конце 1960-х новоорлеанская группа The Meters заложила основы жанра дебютным альбомом мастерских фанк-инструменталов. Басовый кач, плотный бит, духовые, лаконичные гитарные и органные вставки: эти треки не нуждаются в лирике, чтобы тело начало двигаться в такт, а мелодия застряла в голове на несколько часов. Позже The Meters перешли к более традиционному написанию песен, отточив совместную "химию" многими годами гастролей и выступая в качестве бэк-группы.
Funkadeliс. Maggot Brain (1971)
Ранний Джордж Клинтон - это тяжелая фанки-психоделия с уклоном в эйсид-рок. Альбом начинается с трансцендентного 10-минутного гитарного соло великого Эдди Хейзела. Каждый трек, который составляет эти 36 минуты, наилучшим образом воплощает образы, рожденные причудливым, подогретым стимуляторами воображением музыкантов Funkadelic, которые с одинаковым напором поют и о сексе, и о войне во Вьетнаме.
Sly & The Family Stone. There’s A Riot Goin’ On (1971)
С началом 1970-х годов группа Слая Стоуна отошла от солнечного психоделического карнавала предыдущего десятилетия в сторону более интимного и мрачного звука. Напряженность в команде, контрактные обязательства и безудержное употребление наркотиков в сочетании с частыми наложениями в миксе превратили "There’s A Riot Goin’ On" в звуковое полотно невиданной мощи. Говорят, где-то на альбоме на синтезаторе шпарит сам Майлз Дэвис.
Isaac Hayes. Shaft (1971)
Двойной альбом лысого ловеласа в золотых цепях из студии Stax - лучший образец саундтрека к фильмам жанра Blaxploitation. В основном "Shaft" Айзека Хейза состоит из солидных и увесистых инструментальных вещей, проникнутых кинематографической атмосферой. Хит всех времен - заглавная тема, которая исполнялась разными артистами и пародировалась бесчисленное множество раз. Ее даже пел в караоке Барт Симпсон. "Кто секс-машина для всех цыпочек? Шафт!"
James Brown. The Payback (1973)
Аккомпанирующий состав Джеймса Брауна The J.B.'s потерпел серьезный урон, когда братья Бутси и Фелпс Коллинз (среди прочих) перешли в Funkadelic. Но эта потеря не помешала Брауну выпустить один из лучших альбомов в свой карьере. "The Payback" изначально задумывался как саундтрек к фильму, но был отвергнут продюсерами и режиссером фильма на том основании, что он "недостаточно фанковый". Смех да и только! Только послушайте заглавный трек и оцените соло Фреда Уэсли на тромбоне и Мэсио Паркер на саксофоне - и вы поймете, что такое фанк.
The Isley Brothers. 3 + 3 (1973)
К тому времени, когда вышел "3 + 3", The Isley Brothers уже успели выпустить сборник хитов, который подвел бы итоги карьеры для большинства групп. Но вместо того, чтобы угаснуть, братья Айзли пережили второе рождение и начали серию из сочных хитовых альбомов. В состав вошли три младших члена семьи - Крис Джаспер, Эрни и Марвин - катализаторы перехода к фанку. Бас Марвина и гитара Эрни (последователя Хендрикса) - это что-то! "That Lady" с ее взрывным гитарным соло - абсолютная классика.
Tower Of Power. Tower Of Power (1973)
Открывающая альбом "What Is Hip?" - один из самых заразительных хитов фанк-эпохи. Сверхъестественно сыгранный бэнд, Tower Of Power могли похвастаться одной из лучших духовых секций в истории жанра (да и вообще в истории!) Впрочем, ритм-секция также выше всяческих похвал! В работах команды плотнейший грув соседствует с расслабленными вибрациями родной для музыкантов Калифорнии.
Parliament. Mothership Connection (1975)
Альбом, принесший славу фанк-гуру Джорджу Клинтону и его безумной банде. Звучание Parliament постоянно менялось, но независимо от того, куда их заносило, банда P-Funk (в которую входили несколько бывших музыкантов Джеймса Брауна) олицетворяла фанк 1970-х. Джордж Клинтон не просто вдохновил несколько поколений музыкантов, но и придумал целую фанк-мифологию с инопланетными пришельцами, космическими кораблями и позитивными фанк-вибрациями, которые призваны спасти человечество. Ждем прибытия Доктора Фанкенштейна!
Ohio Players. Honey (1975)
Седьмой студийный альбом Ohio Players - эталонный образец жанра. Начиная с обложки, на которой модель из журнала "Playboy" похотливо ест мед, и заканчивая набором баллад и дерзких боевиков на дорожках винила, это фанк в чистом виде, классика середины 1970-х. Трек "Roller Coaster" отлично исполнили Red Hot Chili Peppers:
Rick James. Street Songs (1981)
Рик Джеймс - басист, позер, затянутый в кожу мачо студии Motown. Наследие этого музыканта не однородно по качеству, но на "Street Songs" все сошлось. Эксклюзивный микс из фанка и диско дал жизнь таким хитам, как "Super Freak" (который впоследствии сэмплировал M.C. Hammer), "Ghetto Life", украсивший саундтрек к игре "GTA Vice City" и бомба для танцпола "Give It To Me Baby". К сожалению, после столь блистательного взлета Рик Джеймс сдал под влиянием проблем с наркотиками и здоровьем.
Подписка, каменты и лайки приветствуются! Плюс в карму мне и вам!
Почитать на канале:
Советский фанк. Десять шедевров