Нам часто кажется, что мы знаем о событиях Второй мировой войны все или почти все. О ней написано в учебниках истории, изданы тысячи книг, сотни краеведов и любителей истории обсуждают события, о которых, казалось бы, уже многократно сказано. Однако стоит лишь немного углубиться в недавнее историческое прошлое, приоткрыв его из-под завесы устойчивых мифов и налета идеологии как советской, так и постсоветской эпохи, как оказывается, что наши знания крайне поверхностны, и реальные события далеко выходят за, казалось бы, «прописные» истины. И одной из загадок военного времени до сих пор являются ставки лидера нацистской Германии Адольфа Гитлера. Эти укрепленные бункеры и события, происходившие вокруг них, до сих пор окутаны завесой тайны. И начать свои исследования в этой области я решил с одной из самых малоизученных ставок – бункера Беренхалле (Bärenhöhle), название которого в вольном переводе звучит как «Медвежья берлога», расположенного в восьми километрах от Смоленска, в Красном Бору, близ микрорайона Гнездово. Более года потребовалось для того, чтобы изучить имеющиеся сведения об объекте и то, что осталось от него. И информация, которая стала проступать сквозь окружающие Беренхалле мифы и городские легенды, оказалась поистине неожиданной, заставляющей под иным углом взглянуть на многие события всей военной истории.
Сегодня в планах у меня – создать документальный фильм, в который войдут все съемки имеющихся объектов ставки, как в надземной части, так и затопленной. Здесь же я попытаюсь в текстовом варианте излагать результаты исследований и поделиться сделанными фотографиями. Само собой, изучение объекта далеко от своего завершения, буду искренне признателен за любую новую информацию, касающуюся тематике моих публикаций.
Итак, что сегодня известно о бункере Адольфа Гитлера «Беренхалле»?
Интерес к исследованию бункера у меня возник на основе изучения материалов, распространяемых о нем в Интернете. Любой, соприкоснувшись с ними, заметит полное отсутствие конкретики. Фразы «по рассказам местных жителей», «как говорили старожилы» сопровождают почти все публикации по данной теме. При этом понять, что это за жители-старожилы, из них совершенно невозможно. Пересказывать городские легенды и откровенные сказки в данной публикации смысла нет, потому перейду сразу к фактам, которые легли в их основу.
Итак, почти сразу после оккупации Смоленска в 1941 году район Гнездова был объявлен закрытой зоной, где началось строительство неких наземных и подземных объектов. Работы осуществлялись главным «подрядчиком» Третьего Рейха – военно-строительной организацией Тодта (Organisation Todt), отвечающей за возведение фортификационных сооружений и, в частности, полевых ставок фюрера. Стройка началась рядом с историческим памятником этих мест – Гнездовскими курганами, которые, к слову, также оказались в сфере интересов нацистов, осуществлявших здесь археологические изыскания. Возведение объекта выполнялось силами военнопленных под контролем немецких инженеров.
Основную часть работ немцам удалось завершить к середине 1942 года, и именно здесь расположился штаб группы армий «Центр» (Heeresgruppe Mitte). Этот факт исторически неплохо задокументирован: в частности, в дневниковых записях генерал-полковника Хайнца Вильгельма Гудериана упоминается его встреча в штабе близ Смоленска с фельдмаршалом Хансом Гюнтером фон Клюге, возглавлявшим, на тот момент, группу армий «Центр».
Собственно, на этом заканчиваются по-настоящему задокументированные сведения о данном объекте, и начинается область местных легенд, плавно перекочевавших в статьи и публикации по данной теме. Согласно версиям, изначально строительство Беренхалле было запланировано в качестве бункера рейхсканцлера Адольфа Гитлера, планировавшего лично руководить наступательными операциями своих войск. В Интернете можно найти немало описаний целого подземного города с центром связи, фюрербункером и другими объектами. Само собой, принимать их за основу не стоит, однако внешний вид сохранившихся сооружений и технические приемы, примененные при их строительстве, наводят на мысль о том, что строительство комплекса Беренхалле действительно планировалось в качестве ставки лидера Третьего Рейха. Наибольшее сходство сооружений прослеживается со ставкой Вольфшлюхт 1 (Wolfsschlucht I), расположенной в Брюли-де-Пеш (Бельгия). Кроме того, имеется несколько фотографий, на которых изображен визит Адольфа Гитлера в Смоленск и его встреча с фон Клюге.
Сюжет о посещении Смоленска также фигурирует в связи с покушением на фюрера под названием «Операция «Валькирия», а точнее – предшествовавшей ей попыткой генерала Хеннинга фон Трескова передать взрывное устройство на личный самолет Гитлера. Считается, что в операции был замешан и фельдмаршал фон Клюге, который, хоть и не принимал активного участия в заговоре, вероятно, знал о нем. Впрочем, данные приезды лидера нацистской Германии были кратковременными и это означает, что сооружения Беренхалле использовались, в основном, для нужд штаба группы армий Центр. Кроме того, недалеко от объекта, вероятно, ближе к небезызвестной Катыни, в районе бывших дач местного обкома, базировалась немецкая разведшкола Абверкоманды-103 с позывным «Сатурн».
Таким образом, информации об использовании объектов ставки Беренхалле немцами крайне мало. Немного их и о последующей судьбе объекта. Согласно все тем же версиям, после войны сооружения были затоплены советскими спецслужбами, а входы в них наглухо забетонированы. Впрочем, эта версия с самого начала не выдерживает критики, поскольку маловероятно, что советские военные инженеры, не имея документальных планов ставки, смогли обеспечить ее затопление. При этом подобный подход сокрытия военных объектов характерен для немцев. В частности, планы затопления подземных сооружений имелись для объектов Мезерицкого укрепрайона, относимых к так называемому «Логову дождевого червя». В последующих публикациях я расскажу о результатах подводных съемок затопленных объектов.
Единственной серьезной попыткой исследований Беренхалле стала официальная экспедиция, организованная администрацией Смоленской области и фондом «Возрождение» в 2001 году, однако внятного ответа о наличии системы бункеров она не дала. Официально было заявлено, что вся история с «Бункером Гитлера» - плод людских фантазий, и сохранившиеся наземные объекты ставки никак не связаны в единую систему. Попытки изысканий энтузиастов также не увенчались успехом и ограничивались, зачастую, лишь осмотром сохранившихся сооружений, часть из которых, забегая вперед отмечу, не могут относиться к объектам, как-либо связанных с фортификационными сооружениями и собственно объектом Беренхалле. Но о них – в одной из следующих публикаций.
Также выложил небольшое историческое видео, в котором есть подводные съемки затопленных объектов.