Гиперактивность – это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью. ( Википедия).
Гиперактивность тесно связана с синдромом дефицита внимания и без него встречается редко. Кратко называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)
В школе это состояние выражается в том, что ребёнок на уроках не может успокоиться, постоянно отвлекается на любые , самые малейшие раздражители. Вертится, ёрзает на стуле, все роняет, разговаривает с соседями по парте, лезет ко всем окружающим, в руках что-то постоянно держит и крутит, грызёт ручку, выкрикивает ответ раньше других, но редко отвечает правильно - он не слушал и не слышал учителя.
Не способен сконцентрироваться на задании, ему нужно повторять задание несколько раз.
Не может организовать свою деятельность, спланировать её и распределить время на выполнение заданий.
Теряет и забывает свои вещи, не может навести порядок в рюкзаке и на рабочем месте. Забывает сделать домашние задания Опаздывает на уроки, нет внутреннего контроля за временем.
Умственные способности у него, как правило, высокие, но он не может продемонстрировать их окружающим из-за низкой концентрации внимания и быстро теряет интерес к школе.
Эмоциональный фон у такого ребёнка всегда повышен. Он почти всегда возбуждён, часто агрессивен, с детьми не ладит, хотя всеми силами старается привлечь к себе внимание.
Постоянно, почти ежеминутно, обращается к учителю на уроке с просьбой, вопросом, требованием, желанием что-то рассказать , не относящееся к уроку. Очень демонстративно и громко обижается, если его не спросили, хотя он несколько минут назад уже отвечал- т.е. тянет «одеяло внимания» всё время на себя. Чаще синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается у мальчиков.
Пишу и понимаю, что таких детей в классах в последние годы, увы, всё больше… Примерно 6-7 на 30 человек.
Причины, пишут специалисты, разные: генетическая предрасположенность, тяжелая беременность и роды, асфиксия ребёнка в родах, неполадки в семьях; алкоголизм родителей, мать курит и курила во время беременности, перекрывая тем самым доступ кислорода к плоду.
Немаловажное значение имеет всё возрастающий темп жизни и переизбыток информации.
СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностировать может только врач. Он, как правило, назначает комплексное лечение медикаментами, массаж, бассейн, другие успокаивающие физиопроцедуры, корректирующие занятия с психологом.
Что можно делать дома для нормализации состояния вашего ребёнка?
Во-первых, понимать, что если ребёнок постоянно ведет себя подобным образом- это не очередной его каприз. Оказывается, это жизненная необходимость. Получить свою порцию кислорода мозг может только в движении.
Значит, надо обеспечить ребёнку длительные прогулки, массаж, бассейн, занятия спортом, танцами. Это второе.
В-третьих, нужен постоянный доступ к питьевой воде-гиперактивных детей часто мучает жажда. Пусть носит всегда с собой бутылочку воды, в том числе и в школу.
Почему так необходима вода? Вы замечали, что если любому-взрослому или ребенку- плохо-очень разнервничался, у него истерика, слёзы, сердечный приступ, сильная головная боль или предобморочное состояние - в первую очередь что всегда делают? Правильно, дают воды.
Александр Куницын, врач-диетолог, нутрициолог пишет в своей статье «Снимает ли вода стресс и тревогу — обзор влияния жидкости на нервную систему человека»
что «…обезвоживание организма, в первую очередь, сказывается на функциональном нарушении головного мозга…Головному мозгу необходимо для нормального функционирования усваивать и витамины, и железо, и магний, и цинк и аминокислоты. Все эти компоненты поступают к нему через кровь, основа которой -вода. Только в этом случае мозг может нормально формировать нейронные импульсы и управлять в том числе эндокринной системой. А именно концентрация и комбинация гормонов (преимущественно вырабатываемых гипофизом), отвечают за хорошее настроение, а также за память и внимание»
Продолжим. Некоторые родители отправляют детей с СДВГ в музыкальную школу, на ИЗО, другие виды кружков прикладного характера, дабы успокоился ребенок. Ошибка. Не сможет, нет природной усидчивости. Особенно это касается музыки.
4. Воспитывать, конечно, нужно. Но в данном случае не поможет агрессивное поведение родителей, наказания. Доброта, спокойствие, убеждение-несмотря ни на что. Постоянно. И похвала. Хвалите за любые успехи.
5.Организация родителями чёткого режима дня семьи. Ребенка не заставить лечь спать вовремя, если никто еще и не собирается ко сну.
6.Надо помогать ему организовать свое рабочее место, помогать складывать вещи на завтра .
7.Научите ребенка контролировать свое время. Во-первых, научите постепенно понимать время по обычным часам с циферблатом. Я своему внуку говорю так: «Ты сел кушать. Длинная стрелочка сейчас на цифре 5. Когда она подвинется к числу 15, пройдёт 10 минут. За это время обычно люди наедаются. И ты постарайся успеть съесть свой суп за 10 минут». ( У нас проблема в том, что за едой ребенок может сидеть по часу и более)
8.Запреты формулируйте без частицы «не». Вместо «не балуйся, не дерись, не вертись, не прыгай, не лезь»- «поиграй, сходи, принеси (что-нибудь) мне воды, сядь, расскажи спокойно».
9. Гиперактивный ребёнок- это ваш незаменимый помощник дома. И убедите учительницу, что и в школе это так может быть.
10.Обучение и воспитание, конечно, лучше будет проходить в небольших группах, а может, и на дому.
Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях ! Ставьте палец вверх, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
С вами Татьяна Гордиенко, как и всегда. Счастья вам и вашим деткам!