Ещё древние философы говорили о благотворности молчания. О глубоком постижении истины, которое рождает Тишина. Это потом люди придумали мегаполисы, что бы вдоволь надышавшись бензиновыми парами, впитав, казалось, все шумы мира, вернуться к исходному варианту — своему Дому, уединённому и несуетному.
А ещё мы ценим комфорт. Кстати, и за тишину тоже. Когда безмолвно и незаметно вещь оказывается именно там, где надо. Её присутствие дома неощутимо. И появляется она в поле зрения именно тогда, когда необходима. Как хорошая прислуга. За это мы любим дворцы. Найдите-ка в таком интерьере что-нибудь лишнее?! Много лет назад мы с подругой, выросшие почти в глубокой провинции, попали в Эрмитаж. Пробродив много часов, вышли в глубоком творческом шоке. “Непостижимо” — говорю. “Ага” — отвечает, “а ты видела, какие там дверные ручки?” На ручки, честно говоря, я тогда внимания не обратила. Потому что это были вещи не для выставления напоказ, а для комфорта.
Похожие чувства я испытала, попав спустя с десяток лет в подмосковном Сергиевом Посаде в мебельные мастерские “Гордарика”. Нет, речь вовсе не о привычной мебельной фабрике с поточным производством, где просто следят за качеством продукции. И не о дизайнерском бюро, где высокохудожественная мысль создает эклектично-капризные вещи. Практически, производственная часть мастерских — это один человек. Как оказалось, вполне достаточно, чтобы делать вещи единичные и уникальные, по технологиям, которые в России давно забыты. А сам принцип организации работы напоминает семейный итальянский бизнес. Почему итальянский? Пожалуй, только там остались островки старого доброго времени, когда за необходимым шли к Мастеру. Уж он-то, живущий рядом, точно знал как, кому и что надо делать. Кстати, до сих пор у таких умельцев одеваются итальянские кардиналы. И не одна сутана не похожа на другую, сколь строги бы правила не были. Нельзя постичь мастерство, не передавая его от поколения к поколению. Мир, оценив комфорт, понял и это. Но вернёмся в Сергиев Посад. Почему Виталий Урывский взялся организовать мебельные мастерские “Гордарика”, и, тем более, делать мебель сам, по своим эскизам и технологиям он теперь объяснить не может. Не помнит или лукавит, какая разница. Но точно знает, что азарт к изготовлению конкретной вещи заканчивается …с окончанием её производства. “Вечное обновление ” стало жизненным кредо. Урывский не делает диваны, шкафы или кухонные гарнитуры. Хотя кухонные уголки в его арсенале есть. Последняя коллекция — изящные деревянные подставки. Только дерево, никаких суррогатов. Вписываются они практически в любой интерьер — от классики до хай -тека. Да и сам Виталий вписывается под любое настроение.
У него в гостях хорошо молчать и постигать истину. А остальное он, пока работает, расскажет сам. Во-первых о гнутье. Технология, бережно оберегаемая итальянскими (опять-таки) мебельщиками. И, которую он изобрёл сам! Согнув при этом русскую берёзу. Чего быть не может никогда, потому что невозможно в принципе ( по словам итальянских мебельщиков). Пожалуйста — путем проб, ошибок и многочисленных опытов теперь в “Гордарике” вещи делают исключительно с применением технологии гнутья. А ещё мозаики. Тончайших пластин из ценных пород дерева. Поставив такое произведение в кабинете или гостиной, точно будете знать — повторить его невозможно. Вы единоличный обладатель вещи, которая уже при изготовлении — раритет. Расскажет вам Виталий и о том, что случайно узнал — прадед его до революции владел мебельной фабрикой в Мытищах. Может поэтому такая тяга к творчеству? Ещё непременно прозвучит монолог о подготовке к очередной выставке. При этом если спросишь про награды “Гордарики”, покажет конечно, но весьма неохотно. Один из последних дипломов — за содержательность, вручили на 11 Международной специализированной выставке — ярмарке мебели и сопутствующих товаров. Только “Гордарика” опять собирается в дорогу. На этот раз в Питер. Не за призами, говорит Виталий, пообщаться. Общаться его второй талант. Под Новый год договорились до того, как-то неинтересно (!) продать оставшиеся от очередной коллекции вещи. И их отвезли в один из детских домов. Из этого сразу была придумана постоянная акция. А неутомимый руководитель решил открыть при производстве специальные детские мастерские. “Зачем ” — спрашиваю “тебе такие заботы?”. Оказывается для того, чтобы не бегать по рынкам труда в поисках специалистов, а учить с детства. При этом постулат “искусство нужно всегда ” здесь под сомнение никогда не ставят.
Так и не пойму, честно говоря, что такое мебельные мастерские “Гордарика”. Место, где создают вещи вне времени и капризов покупателей? Да. Маленький коллектив единомышленников, не обращающий внимания на продолжительность трудового дня и полноту соцпакетов. И это тоже. Но, пожалуй, самое главное — это стиль во всём. От порога до творческих мыслей. Что там было о дверных дворцовых ручках? Не на показ и для комфорта. Искусство, которое создают в “Гордарике ” в парадных демонстрациях не нуждается. К нему можно прикоснуться, а оно будет выстраивать пространство под Вас. У Урывского создают Вещь. И не слова о мебели.