Специалисты, по-прежнему, прогнозируют рост продаж мебели в России. Еще два года назад этот рынок был не то, чтобы непредсказуем, но, по крайней мере, не сформирован. Сейчас можно говорить не только о “новоделах”, а их все меньше и меньше, но и о стабильных направлениях этого сегмента рынка. Итак, Вы хотите потратить свои деньги, купить мебель хорошего качества, не ДСП, массив дерева. Вы рассчитываете на ее долговечность, оригинальность, возможность выбора и, естественно, даже при больших доходах не переплачивать деньги. Прежде чем отправиться по магазинам, попробуем сориентироваться в том, что они предлагают.
Собственно поставщиков мебели из массива дерева, то есть экологичной и долговечной, на рынки России не так уж и много. Из стран бывшего Союза представлена Белоруссия. Так же среди поставщиков Румыния, Малайзия и Италия. На этом список можно было бы и закончить, если бы не еще одна тенденция последнего времени — частные мастера из России. Но об этом речь еще впереди.
Сначала о промышленниках. Тех, кто мебельное производство поставил на поток, что позволяет относительно “держать” цены, за счет массовости производимого. Румыния, пожалуй, одна из “долгожителей” страны под названием “мебель из дерева”. В дефицитные советские времена заполучить румынский гарнитур было показателем статуса, если хотите. Позволить себе это могли высокопоставленные работники торговли, промышленная элита. Особой популярностью пользовалась она у чиновников местного уровня. Надо сказать, и послужила она на славу. Прошел не один десяток лет, а в рубрике “продам” до сих пор предлагают “стенку мебельную, производства Румыния, б\у, хорошего качества”. Следующий игрок — Италия. Страна — производитель, активно работающая не только на мебельном рынке. Выигрывает за счет ассортимента ( не так часто кардинально обновляемого, но зато сразу предлагающая много образцов). Белоруссия тяготеет к “тяжелой” классике. Кабинет или столовая, обставленные этой мебелью подарят вам ощущение дома преуспевающего адвоката, начала 20 века. Для поддержки ассоциаций советую заглянуть на первые страницы романа А.Толстого “Хождение по мукам”. И, наконец, Малайзия. Пожалуй, единственный представитель из этого списка, внимательно относящийся к мелочам, которые, как известно, и определяют “эксклюзивность” Вашего интерьера. Интересно, что между Россией и Малайзией сложилось и некое разделение труда — некоторые российские фирмы берут в этой стране только заготовки. А сборку делают в России. При этом на ценнике все равно в пункте “страна — производитель” будет стоять Малайзия. Как правило, это касается дорогой мебели из “красного дерева”. Кстати, у малазийцев есть возможность использовать и редкие, необычные для России сорта древесины. Когда-то Малайзия приучила нас к ротангу. Такое “сборное” сотрудничество, увы, не всегда гарантирует качество. На бытовом уровне этот выбор напоминает выбор хозяина, поставленного перед фактом: или дом твой строит фирма с лицензией, но дороже, но гарантия. Или строят гастарбайтеры, но дешевле, но без гарантий. На заказ, иногда, работают итальянские мастера. В магазине есть каталоги, Вы заказываете модель, но при этом ее данные — размер, цвет заранее “запрограммированы”. Изменить здесь ничего не возможно.
Однако, тенденции последнего времени говорят о том, что все больше потенциальных потребителей хотят не просто потратить деньги. Дизайнерские “ноу-хау”, как в оформлении проектов жилья, так и в оформлении самих интерьеров, предполагают не только индивидуальный подход к площади и стенам. Но и, собственно, к тому, что их украшает. Мебель тоже стало модно делать по индивидуальным эскизам. И здесь хотелось бы подробнее остановиться на этом пока новом, но набирающем авторитет направлении производства.
Из частных мастерских, где мебель изготавливается вручную, до недавнего времени, славились только итальянцы. Их изделия были доступны, скажем так, очень не бедным заказчикам. В России традиции частных мебельщиков, развивающиеся, в основном до событий 1917 года, конечно, утрачены не были, но и развития особого не получали. Частники, до сих пор, в основном, работают “подпольно“, пользуются личными рекомендациями и крайне редко делают авторские коллекции. Личное творчество здесь уходит на второй план, главное — во время, качественно и безупречно выполнить заказ. Из года в год идет эксплуатация одного имиджа. Это одна сторона медали. С другой стороны, сами заказчики не заинтересованы в развитии подобного творчества. Много Вы знаете людей, не профессионалов, которые разбираются в нюансах мебельного производства? А раз в соседнем магазине дешевле — пойдем туда. Есть и вовсе “эстеты” со средствами. Мастеру в этом случае предлагается — работай на меня, я работой обеспечу. Но и диктовать условия, в том числе и творческие, тоже буду я. Так по какому же пути идти “частникам”, учитывая, что интерес к личному творчеству сейчас действительно высок?
Один из наиболее динамично развивающихся частников, которому удалось избежать многих подводных рифов бизнеса и капканов действительности — мебельные мастерские “Гордарика” в Подмосковном Сергиевом Посаде. Собственно представлены они именем директора, он же дизайнер, он же мастер собственноручно мебель изготавливающий — Виталий Урывский. Основываясь на его опыте и взгляде на дальнейшее развитие подобных мастерских можно говорить о тенденциях, так сказать, процесса. Во-первых, частники разобщены. Развитию авторской мебели в России мешает и увлечение хороших мастеров копированием или реставрацией. Это, бесспорно, дело хорошее. Но надо же и дальше двигаться, изобретать что-то свое. Виталий уверен, что мебель — это искусство. И законам подчиняется тем же. Те, кто вкладывает деньги в авторское произведение сегодня, должны знать — завтра это будет намного дороже, это капитал семьи, не только материальный, но и духовный. Многие мастера пытаются повторить привычный ассортимент — кухни, шкафы, прихожие. Этой действительно не выгодно — промышленное производство позволяет значительно удешевить вещь. Разве только речь идет о специальном заказе. Год назад Урывский вышел на рынок с необычным предложением — малые формы, столики, бюро, подставки, канапе. То есть с тем ассортиментом, который позволяет не только заполнить пространство, но и дополнить уже имеющиеся в наличии коллекции. Как показала последняя выставка в Санкт-Петербурге даже специалисты от наших мастеров такого не ожидали. Вспоминал Виталий фразу, брошенную у его стенда: “Вот могут же за границей делать, а наши?”. Посетитель даже представить себе не мог, что уникальные технологии гнутья, авторский дизайн, эргономичность форм — все это от российского мастера.
Пора подвести некие итоги. Так что же происходит сейчас? Спрос на авторскую, уникальную мебель есть, но пока недостаточно понимания, что единичный экземпляр не может стоить столько же, сколько поточный. Мастеров-мебельщиков тоже хватает. Не хватает информации о них (не говоря уже о наличии сайтов). Сами они пока в рекламу вложений не делают или только начинают. Поэтому здесь кто смел тот и съел — кто первый выйдет именно на рекламные просторы (выставки, буклеты, печатные издания, всемирная сеть) того и узнают первым. И велико пока желание полностью подстроиться под желания заказчика. Тех же, кто свои коллекции предлагает, вообще единицы. Над всеми этими “но” стоит одно большое начало: желающих купить авторскую мебель в России сейчас больше, чем тех, кто ее предлагает. А значит, в ближайшее время, нас ждут большие изменения рынка. И зависят они от того, с какой скоростью Автор и Заказчик будут двигаться на встречу друг другу.
Другие статьи и фотографии мебели Виталия Урывского на сайте urivskiy.com