"Магия – это состояние сознания. Это способность воспринимать нечто, недоступное нашему восприятию. Быть магом… — это означает достижение того уровня осознания, который делает доступным непостижимое" (c) Дон Хуан
Последнии лучи заходящего солнца окрашивают облака в небесах в багряно-оранжевые оттенки. Сбор группы назначен возле старого строения, что служит летней столовой. Человек пятнадцать, кто сидя, кто стоя, волнуясь в ожидании погружения в мир магии индейцев Уичели, уже на месте. Группа ожидается большая, до пятидесяти человек. Могу разобрать английскую, испанскую, немецкую, эстонскую речь. Интернациональное сообщество, со всего мира. Наш проводник шаман Дон Себастьян из племени индейцев Вирарика ( как они себя называют, или Уичоли, как они больше известны западному миру ) из далекой Мексики, один из хранителей священной пустыни Вирикута. Его помощница, испанка, судя по всему жительница латинской америки.
Шаманская традиция индейцев Уичоли насчитывает более 20 000 лет, по словам Дона Себастьяна. Когда-то давно их предки жили на территории нынешней Монголии и Алтая, и во времена переселения народов и заселения нынешней Америки, перешли по Беренгову перешейку на другой континент. Легенды рассказывают, что древнии люди следовали за стадами оленей. И однажды во время охоты, люди увидели необычного голубого оленя, и попытались его поймать. Стрела попала в ногу животному, и оно скрылось где-то вдали, охотники несколько дней шли по следу, пока не вышли к берегу внутриконтенинтального древнего моря, что существовало на месте нынешней пустыни Вирикута. Но когда след оборвался, на месте где должно было быть животное они обнаружили Пейот, и стрела торчала в нем. Древнии люди посчитали это божественным знаком, и отведали данное растение. Так человечество познакомилось с одним из растений учителей Духом Пейота. Малым Голубым Оленем. Также в легендах и памяти народа осталось то, что Мухомор эти люди называли Большим Красным Оленем. Что не удивительно, так как на территории Сибири в древности был распространен культ мухомора.
Шаманская церемония проходит ночью до утра, по традиции народа Вирарика. Поэтому наш сбор происходит в вечернее время. Каждый из участников берет с собой спальник или теплые вещи, каримат, питьевую воду ( лучше больше ) так как часто церемонии проходят в горах, где нет источника пресной воды рядом. Помимо этого у меня с собой: бубен, варган, погремушка, чай в термосе, немного моих личных оберегов, амулетов, и еще я взял артыш ( тувинский можжевельник ). Вижу еще пару бубнов у других людей, барабаны, гитару. Вообщем музыкальные инструменты разрешены. Наш проводник шаман одет в традиционный наряд своего народа, с ярко вышитыми орнаментами цветами звездами пейота и оленями. Голову его венчает сомбреро украшенное по всей окружности перьями птиц, и свисающими вниз украшениями из бисера. Дополняет наряд плетеная сумка через плечо, в которой он носит духов растений учителей.
Когда группа собирается полностью, мы выдвигаемся в ночь по сельской грунтовой дороге. Также нас сопровождает пара проводников, кто выбрал и немного подготовил отдаленное место от поселка, где будет проходить церемония. Никто из участников не знает, как долго нам идти в темноте. Обычно такая прогулка занимает больше часа. На выходе мужчины берут с собой еще заготовленные дрова для костра. Рюкзак за плечами, бубен в чехле через плечо, 5 литров воды в пластиковой бутылке и два внушительных полена по пол метра каждое. Это моя ноша. На небе уже загораются звезды, луна пока скрывается за горным хребтом, поросшим лесом вдали. Процессия путников растягивается на несколько километров, освещая себе путь тусклым светом фонарей.
Скоро начинается подъем в гору, сходим с проселочной дороги, на какую-то еле видную тропу. Где-то вдали на склоне еле мерцают фонари тех кто ушел вперед. Сзади меня тоже идут люди. Под конец подъема я уже весь мокрый, еле дышу, то и дело обхожу женщин и других отдыхающих. Вышла луна. Внезапно в траве вижу зеленое сияние, затем еще одно, и вскоре холм передо мной то тут, то там, мерцает мистическими проблесками. Светлячки думают одни, Духи горы - чувствую я.
Пробираюсь через поваленную сосну, меж ветвей есть проход, вижу как пара человек спускается в ложбинку меж деревьев, где-то внизу люди уже дошли до места. Наконец-то... Ложу дрова в кучу, жадно пью воду, прильнув к бутылке. Вспотел, весь мокрый...я одел термобелье, и смех и грех. Ночью холодно будет, это да, но я не расчитал, что так далеко идти.
Хотя сами индейцы Вирарика ходят до своей священной пустыни несколько недель, на сбор кактусов, при этом постятся почти не едят и не пьют. Поэто грех жаловаться.
Поляна выбрана под склоном каких-то небольших скал, поросших деревьями и мхом, вокруг нас лес. Рядом есть еще поляна, побольше, но шаман говорит - здесь, тут духи камней. Складывают костер. Язычки пламени, охватывают сухие дрова и сосновые ветви. Нисходит Дух Огня, самый древний защитник и учитель человечества. Дед Огонь. Бог Семаргл, защитник света и Прави. Над поляной сразу становится уютно и тепло, тени людей пляшут на скалах и деревьях. Люди расстилают кариматы, находят себе место вокруг, кто дальше, кто ближе.
Когда все на месте, мы начинаем. Шаман произносит вступительную речь на испанском, тихим эхом голосов, переводчики доносят его слова своим группам. Он благодарит духов места, благодарит дух огня, благодарит нас, за то, что мы пришли разделить знание его предков, благодарит Священный Дух Пейотля. Предупреждает, что на протяжении всей церемонии запрещена фото и видео съемка, просит выключить или убрать звук на телефонах. Некоторые иностранцы ворчат, хотели кадры сакральной церемонии. Но шаман строг, каждый кто нарушит - уходит. Современные технологии дерзко вторгаются в древний мир магии индейцев. Однако тут же шаман успокаивает, что утром, когда церемония официально закончится, можно будет фото и видео.
Он рассказывает историю, о том, как однажды его предки вышли из под земли, и нашли духов помощников, для того чтобы выживать в этом мире. И одним из этих духов был Дедушка Огонь. И теперь мы назначим хранителя огня - мужчину, человека огня, что будет непрестанно всю ночь смотреть за костром. И никто другой не должен будет прикосаться к священному пламени и ложить в него дрова, никто не должен бросать что-либо в костер, с этого момента и до конца церемонии только Человек Огня может ложить в костер ветви. Но мы назначим ему еще помошника, того кто сможет в случае чего заменить человека огня и поможет ему в процессе церемонии. Щепотка порошка измельченного пейота падает в пламя. Человеку огня выдается священная повязка и перо, которые он должен носить до конца церемонии.
И следующим духом помощником была Вода, и Дух Воды, всех вод этого мира, океанов и морей, рек и озер. И мы выберем женщину, и дадим ей также священную повязку и перо, и также назначим ей помощницу. И они будут следить за водой на церемонии, и если кто-то захочет пить или у него закончится вода, она поднесет ему чашу из общей, что мы принесли сюда.
А теперь мы сделаем церемонию рапе, для того чтобы очистить наше сознание и приобрести должную концентрацию, очистить наш Дух, перед взаимодействием с Духом Пейота. Рапе - это мелкий порошок, похожий на пепел, в состав которого входит какой-то сорт табака и нескольких растений из лесов Амазонки. Эту традицию индейцы Уичели переняли у своих братьев с Южного континента Америки.
Желающие садятся перед шаманом по очереди, из длинной трубки из бамбука называемой Тепи, шаман вдувает порошок в нос, поочередно в каждую норку. Рапе похоже на удар "ежовой рукавицей" сразу в мозг, оно резкое, из глаз текут слезы, перехватывает дыхание, сначала левое полушарие моего мозга словно охватывает огонь, потом правое. Я чихаю, сплевываю то, что попало в гортань. Глотать нельзя, может вырвать. Через пару минут наступает тишина ума. Собранность и четкость видения, чувства обостряются. Его используют охотники из сельвы, чтобы лучше чувствовать в лесу. И также используют в церемониях, перед Аяуаской, Пейотом. Дон Себастьян говорит, что у них в племени им лечат от насморка и головной боли, и даже лечат животных.
Пока Шаман проводит церемонию рапе. Девушка помошница Дона Себастьяна насыпает из сумки в глубокую железную чашу сухой измельченный пейот. Когда все, кто хотел сделать рапе - сделали, и сели на свои места, шаман собирает всех у огня. Теперь мы откроем порталы в другие миры. Человек Огня раздает нам маленькие ветви каждому. Мы открываем порталы четырех сторон света. Поочередно разворачиваясь к ним с поднятой ветвью, затем открываем портал в центр земли и портал вверх в небо - портал Галактики. Ветви летят в костер.
Шаман достает тарелку с пейтом и показывает, как его принимают. Он зачерпывает из тарелки полную ложку с горкой порошка, и высыпает себе в рот, запивает водой, глотает, затем вторую. Пейот очень горький, и очень сухой в таком виде, долго держать во рту не возможно, появляется рвотный рефлекс. Нужно сразу глотать. Тарелка идет по кругу, из рук его помощницы. Вы можете съесть столько сколько захотите, говорит Дон Себастьян, но начать лучше с двух ложек, или даже с одной, в процессе церемонии, когда вам нужна будет добавка просто подайте знак и подойдите к нам.
Круг тянется долго, все-таки 50 человек, когда доходит моя очередь тарелка почти пустая. Но в нее досыпают еще и прием продолжается. Кто-то из первых уже странно улыбается и смеется, начинает действие мескалина, вещества что содержится в кактусе. К слову в России он запрещен, а в этой стране, где проходит церемония, разрешен. Такая вот у нас странная планеты и законы.
"Вход" идет около часа, сначала становится немного холодно и появляется дрож в теле. Потихоньку проступают очертания другого мира, измененного состояния сознания. Когда-то давно, читая Карлоса Кастанеду, я посмеивался над его опытом приема и шутками Дона Хуана, и одновременно был зачарован и испуган неведомым.
Дон Себастьян говорит, что если подташнивает это нормально, идет чистка организма. Скоро люди начинают отбегать от костра в кусты, слышны рвотные позывы. Я тоже не остаюсь в стороне, когда возвращаюсь к костру, понимаю что что-то изменилось. Смотрю на небо на луну, в облаках я вижу лицо карлика с длинным круглым носом, он улыбается и показывает мне знак "класс" рукой. Понятно...Здравствуй Пейот. Дон Себастьян говорит не уходить далеко в лес, тут Дух Огня, Духи Камней, и Духи Растений, его помошники. Там в лесу могут встретиться другие духи, нужно быть осторожнее. Однако в свете луны некоторые из группы уже гуляют по поляне вдали, очарованные миром Нагваля.
Пока кто-то блюет в кустах, кто-то зачарованно бродит по поляне, кто-то просто лежит. Дон Себастьян, посмеиваясь, рассказывает оставшимся у костра, как в детстве они с друзьями садились и соревнавалсь, кто больше съест пейота. А потом приходил дедушка и ругал их, рассказывая истории их предков, и воспитывая уважение к духу растения.
Когда "звериные утробные рыги" людей потихоньку затихают, и все возвращаются к костру, шаман поет первую песню Духа. Песню посвященную Священному Голубому Оленю Пеота, он поет на своем родном языке, это не переводят. Но и нет нужды, ты чувствуешь в себе все, что он произносит, сразу смысл, без понимания слов.
В свете полной луны, я вижу каждую травинку и каждый лист на дереве, каждую морщинку на лицах людей вокруг, каждый отблеск костра на скалах вокруг. Я чувствую, то что чувствует каждый из присутствующих, и они чувствуют меня. Невозможно спрятаться и скрыться, ты проживаешь свою истинную природу. Одни боятся, и не понимают что происходит, другие смеются купаясь во внутреннем свете, кто-то злится, кто-то смеется. Со стороны наблюдателю показалось бы, что происходит форменное безумие. Так и есть, для многих исследователей, что соприкасались с этим снаружи. Но там внутри, совершенно другой мир, и все обретаем ясный и четкий смысл. Приходят Духи, они проявляются через людей, в ком-то я вижу радость и свет, в других холодную тоску, пока ты отождествляешся со своим умом - тобой управляют Духи. Как только ты отринешь эго в сторону, останутся энергии, и Духи тебя уже не вовлекут, ты сам идешь в то, во что хочешь идти, и сам взаимодействуешь с тем с чем хочешь. Я смотрю на шамана, проживаю его путь в песне, следую в чувствах за ним. Песня заканчивается, он улыбается и говорит, теперь Фестиваль. Доставайте свои барабаны и инструменты, пусть это будет праздник жизни, пойте, танцуйте если хотите.
Помощница шамана задает ритм погремушкой. Кто-то, еще неуверенно и робко, начинает постукивать в барабан. Звучит перебор гитары. Еще нет ритма, еще не видно новичков и опытных. Нет единства. К костру выходит пожилая женщина, она начинает петь, но ее песня - не песня жизни, хотя слова о ней, энергия начинает утекать синим потоком, люди чувствуют холод, костер настороженно потрескивает, сначала все молча слушают. Эта глупая привычка не перебивать, социальная, даже когда из тебя вампирят энергию, некоторые еще не поняли, что происходит...Вдруг резкий перебор гитары, звонко, радостно женский сильный голос, полный жизни, полный солнца. Звучит песня из самых глубин джунглей Амазонки, это песня индейцев Яванава. Водопады, бескрайнии просторы девственных лесов, бабочки, тропические птицы, голоса зверей и птиц джунглей прогоняют Мару. Великие Духи леса радостно встречают нас пришедших в их мир. Улыбки, Смех, невероятно голос девушки разгоняет тьму, наполняя всех светом.
Гитара стихает. Раздается зовущий удар бубна, я достаю свой, чувствую рядом еще кто-то подхватил ритм. Сильно, звонко, радостно, дерзко мы наполняем себя и мир вокруг, всю Галактику. Ритм подымает нас все выше и выше, энергия наполняет каждого, еще немного, звонкие голоса оглашают ночь. Сколько длилось это восхождение, я даже не смогу вспомнить, целая вечность, танцы, смех, радость. Когда все замолкает, люди вокруг костра блаженно выдыхают, это очень сильный транс.
Дон Себастьян говорит: на ваш зов пришли ваши предки, пришли боги, пришли будды мира, вы можете сейчас поблагодарить и поприветствовать их, положите в костер пищу, любую, если нет пищи положите что угодно - это тоже энергия, это благодарность.
Теперь пришло время песни Духам всех растений учителей. Шаман поет песню, и вокруг него появляются образы, цвета, справа подальше от костра кто-то тихонько тоже что-то напевает. Я оглядываюсь вокруг. Одни лежат закутавшись в спальник, у каждого свое внутреннее переживание. Закрываю глаза, слова песни шамана складываются в орнаменты и образы, я вижу места, различных людей, животных, цветные и психоделические, какие-то слова, вижу духов растений. Очень сложно возвращаться, внутренняя реальность затягивает, появляется полудрема. Моя рука случайно нащупывает рядом погремушку, что я принес, как только я ее касаюсь она оживает, сама начинает вести, я наполняюсь энергией с каждым звуком. Точно, это тоже дух. И он помощник, он благодарит за то что я его создал, проявил в мире, дал жизнь, я проведу тебя говорит, помогу держаться на плаву, держать энергию и осознанность. И верно мой Дух сейчас не просто путник, плывущий по течению, я учусь, нужно быть в обоих мирах. Касаюсь погремушкой своих друзей, они потихоньку, как по мановению волшебной палочки оживают. Потягиваются, открывают глаза. Снова начинает звучать гитара, снова духи Амазонки с новой песней нисходят к нашему костру. Я сажусь ближе к огню, он наполняет теплом, достаю чай, я ведь про него совсем забыл, каждый глоток прибавляет сил. И потом снова бубны, барабаны, варганы, голоса. Мы играем со временем и пространством своим звуком и песнями то просим его течь быстрее, то медленнее, то взмываем в небеса, то погружаемся в пучины морей. Кто-то уходит погулять по лесу в свете полной луны. Дух Бубна, проводник, он дает энергию, он как лодка несет по просторам Галактики и невиданных миров. Сколько мы уже прошли, пора возвращаться к костру, так быстро?
Третья песня Воды. Точно пить, как же я хочу пить...Я сам как огонь, который невозможно потушить. Вода из моей бутылки лишь на мгновение утоляет жажду, сухая вода, я смотрю на Дона Себастьяна, он хитро улыбается. Дон просит женщину воды встать и сказать от лица всех океанов и морей мира, сказать слово воды. И она говорит, говорит о жизни, о том что вода наполняется, о том что она источник, она говорит и обрызгивает из чаши каждого кто вокруг, и тех на кого только попадает пара капель - оживают, наполняются невероятной прохладой. Мы слышим гром, небо только что звездное небо заполнили тучи, и пошел мелкий дождь. Женщина Воды дает напиться каждому из чаши, и вода из ее рук это словно ты прикоснулся к нескончаемому источнику всех вод мира. Все просыпаются, потягиваются. Кто-то просит добавки пейота. Кто-то рапе. Я тоже делаю рапе. Сон и всякую слабость снимает, как рукой, уже не нужно бороться за осознанность, энергия духа растения держит тебя, позволяя продолжить путешествие и церемонию.
Тихо постукиваю в бубен, больше сам себе, у костра идут разговоры, смех, истории из жизни племени и предков индейцев Вирарика. Костер слева от меня, я уже залез в спальник, прохладно, справа идут тихие беседы. Время историй. Кто-то опять ложится и погружается внутрь, кто-то опять уходит побродить по лесу вокруг поляны. Светает. Как быстро прошла ночь, как одно мгновение, как сон. Сходил проверил всех своих знакомых и друзей, кого-то угостил чаем, кого-то окурил артышом, с кем-то просто переглянулся улыбнулся - у него все хорошо. Бубен уже отсырел немного, мембрана подпровисла, не очень хорошо, не убрал его когда был дождь, но скоро рассвет и он еще звучит. И он еще ведет, я постукиваю парой пальцев, по нему, в моем бубне отражаются звезды. Целые созвездия, я не знаю что это за звезды, но видимо знают сами Духи.
Шаман смотрит на небосвод, но солнца нет. Так долго мы уже в мире предрассветных сумерек, может мы здесь останемся навсегда и солнце никогда не взойдет?
Пришло время песни Солнца. Кто готов петь со мной? Я немного не понимаю, что он говорит по испански, наш переводчик где-то потерялся, может ушел в лес? Я готов петь. Готов звать солнце. Он говорит достаточно только звука, просто пой звук Солнца. Когда он начинает петь, я тоже пою, слышу еще голоса, мы зовем новый день. Мы зовем Свет. И внезапно, сразу вокруг все наполняется светом, лучи солнца проникают все дальше, они уже спускаются с верхушки камней и уже в ветвях деревьев над нами. Свет и Тепло, жизнь. Мир в свете Солнца прекрасен, мы прошли сквозь ночь, долгое-долгое путешествие. Урок, великий урок жизни и смерти. Перерождения, и умения создавать мир.
Кто-то еще просит пейота...Однако.
Я осматриваю себя при свете лучей, грязный, откуда-то на коленке дыра, весь в саже, спальник тоже грязный, и бубен грязный и сырой, с погремушки отлетело одно перо. Артыш, целый пучек, я помню один раз им окурил, чуть пожевал и где он? Забрали Духи. Термос на месте. Вещи. Духи проявленные в материи. Вокруг меня начинают кружиться какие-то мошки, подходит девочка с веером. Говорит - это твои мысли. Взмах, и мухи исчезают. Внутренний диалог замолкает тутже. Вот это артефакт.
Из кустов выходит парень с оленьими рогами, за ним еще пара просто плетется, такие же грязные, но счастливые. Оказывается всю ночь человек с духом Оленя в руках, ходил от костра в ночь, в лес и искал заблудших, приводя их обратно. Молодой Шаман с духом помошником Оленя.
Некоторых людей я вообще первый раз вижу, помню как они пришли к костру, и потом они исчезли, и там внутри в ночи их не было, и появились только с рассветом. Где пролегал их путь мне не ведомо.
Теперь однако, какдый знает каждого. У каждого была своя роль. И почти все практики, случайных людей тут нет. Маги, Шаманы, Волшебники, Йоги и прочии...разные традиции, все в Духе, каждый прошел своим путем, но и прошли мы и вместе, как единое целое.
Еще какое-то время сидим на поляне. Курим мапачо. Крепкий табак. Внезапно шаман достает кока-колу. Кому говорит? Мастеркласс. Всмысле, мы же тут вроде против пластика. Кока-кола химия.... Я делаю глоток, маленький, как будто съел сразу 6 ложек сахара одновременно. Очень сладко, хочется запить водой, но и одновременно наполняет, как-то по другому, надо разобраться в своих чувствах...
Да было многое что еще, возможно ли передать и описать этот путь, были танцы, была маска темных сторон нашей души ( каждый кто ее одевал становился невидим для других как личность, и мы видели только духа маски ), были говорящии и смотрящии духи камней, были голоса в ночи, были звезды поющие с неба, были какие-то эльфы приходившие из леса и ушедшии в него обратно, многое и многое очень сложно даже вспомнить, ведь все зависит от нашего ритма, от скорости нашего восприятия. Кто-то не помнит и этого, другие рассказывают невероятные вещи, которые я не помню. Была пища плоти земли Вирарика, и секреты от Дона Себастьяна. Наставления, предупреждения о сохранности нашей земли и мира, о ответственности магического пути. Опыт. Мастеркласс.
А теперь Дон Себастьян говорит, пришло время закрывать порталы. Мы берем по ветви в руку, и также как начинали, заканчиваем. Мы закрываем порталы четырех сторон света, мы закрываем портал земли и портал Галактики. Все, финита ля комедия. Конец. И хитро смотрит на нас. Просим забрать с собой пластик и свои вещи. Адьос. Дорогу обратно вы знаете, Родриго вас проводит. Люди начинают собираться. Как будто ничего не было, как будто не было этой ночи. Но не все...кто-то как и я просто сидит и смотрит с недоумением на них. Или с улыбкой. По несколько человек люди собираются и уходят с поляны, уходят в неизвестность, как будто я их никогда больше не увижу. Как будто они отправляются в бесконечное странствие, на утлой лодочке в океан, а корабль то цел еще и совсем не тонет. Но они поверили. И как будто мы пришли на поляну не вместе, просто встреча, каждый спал по своему. Нас остается около двадцати. Я говорю - у меня еще церемония продолжается. Я еще тут, пространство не закрылось. Слышу - "у меня тоже". Взрослый испанец в самбреро с бородой и усами, плечистый, говорит на английском. Добро пожаловать в мир магии. Вы только что родились в этом новом мире, теперь ваше виденье навсегда. Вы его больше не потеряете. Нужно будет только научиться смотреть в сердце. И поднимать энергию, и тогда оно будет расцветать еще сильнее. Вы маленькие говорит Дон Себастьян. Нужно намного больше света, чтобы идти через миры. Но молодцы, вы справились. Те кто остались сейчас на поляне, это настоящии маги, получившии новое рождение. Посидим еще. У кого есть чай? Я расскажу пару интересных историй о своих предках. А кстати где наш переводчик? Добродушно смеется, но нам он и не нужен. Вы же меня и так понимаете. Это называется Телепатия. Вы Чувствуете что я хочу сказать, язык не важен...
"Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает, - сказал он. - Ты сам должен быть безупречным человеком. Битва происходит прямо здесь, в этой груди...
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности" (с) Дон Хуан.