Красивый. Атмосферный. Мрачный. Пугающий. Настоящий.
Это первые пять слов, пришедшие мне на ум в попытке описать фильм, о котором вы просто не могли не слышать. Фильм, в котором идеально всё: цвет, операторская работа, музыка, сценарий, структура повествования и, разумеется, блестящая актёрская работа Хоакина Феникса. Я не пожалел, что встал пораньше в день премьеры, чтобы попасть на один из первых сеансов, где было не так много людей.
Артур Флек — малозаметный житель погрязшего в мусоре Готэма 80-х. Он работает клоуном, но сам мечтает стать стендап-комиком. Живёт он с больной матерью, которая всегда учила его приносить радость и счастье в этот мир. Но готов ли этот мир принять Артура?
Наверняка вы слышали о спорах и скандалах, сопровождающих данный фильм в публичном пространстве последние пару недель. Споры эти далеко не безосновательны, потому что фильм «Джокер» не является фильмом о Джокере. Само название и образ персонажа — всего лишь предлог, способствующий популяризации работы Тодда Филлипса. Он запросто мог бы назвать картину «Артур», перенести место действия из Готэма в любой другой город, а вместо работы клоуном дать герою другую профессию. Так или иначе фильм станет обсуждаемым, но тот факт, что простой человек Артур Флек в итоге берёт имя одного из самых популярных злодеев массовой культуры, играет на руку как создателям фильма, так и студии. Это идеальное сочетание, которое имеет место быть.
«Вы ведь не слушаете, правда?»
Некоторые СМИ упрекают фильм в излишней жестокости и реалистичности. И здесь мало будет сказать, согласен я с этим или нет. Проблема куда глубже, она выходит далеко за рамки киноэкрана, но само её наличие говорит о том, что подобное кино очень важно для современного общества.
Вопрос в нашем восприятии, в том, что каждый человек по-своему будет интерпретировать ту или иную историю. Отчасти этот факт и пугает людей, поскольку в истории уже было немало случаев, когда творчество подталкивало человека к совершению ужасных вещей. Но это не значит, что режиссёр своей работой пытается романтизировать или оправдать недопустимое насилие. Я не считаю, что это так. «Джокер» Филлипса скорее показывает причинно-следственную связь, в которой загнанный в угол психически нездоровый изгой общества становится тем, кем становится в определённо непростых условиях и времени, причём умело разграничивая стадии этого ужасающего превращения. То же самое Мартин Скорсезе показал 43 года назад, вызвав бурю негодования и множество публичных споров. Однако, в этих спорах мало кто задаётся вопросом: "Что нужно сделать обществу, чтобы такой сценарий не стал реальностью?"