На этих выходных мы выбрались на пикник с мангалом и гамаками в дубовый лесок. Старшая дочь в прошлом году поступила в ВУЗ и сейчас на втором курсе, она была со своим избранником, с которым они вместе ещё со школьной скамьи.
Я смотрела на неё и думала: когда наша маленькая доченька успела вырасти? Нет, серьезно, так не может быть, что в один момент меняется абсолютно все: внешность, повадки, улыбка, а главное - взгляд. Я болтаю с ней и понимаю, что эта красивая молодая женщина может научить меня чему-то иному...
Мы лет с 12-ти давали ей возможность самостоятельно планировать свой бюджет. Были основные расходы - на образование и изучение языков; и второстепенные - на танцы, йогу, фитнес, ногти, бровки, красивую сумочку, пироженки, кино и заколочки. Она знала, что у нее есть определенная сумма на месяц и училась правильно расставлять приоритеты. Аппетиты росли, и она размышляла как ей получить больше средств.
Первая подработка была летом после 10-го класса, в ивент-агентстве, она надувала шарики, затем была аниматором и занималась английским с дошколятами. Она девочка умная, и быстро поняла, что хотела бы бо́льшей свободы для себя, поэтому следующая ее работа была администратором Инстаграм (актуальное, как выяснилось, направление). Сегодня ей восемнадцать, она вполне успешно ведёт несколько проектов и у нее есть время и на учебу и на отдых.
Но до всего этого была весна 10-го класса, когда они с Ромой решили, что у них любовь.
Хороший мальчик из семьи с бо́льшим достатком, чем наш, и другим воспитанием. Если мы ориентированы на развитие в детях самостоятельности, целеустремлённости и ответственности за свои действия, то он привык получать все, что может пожелать, без каких бы то ни было усилий.
Неудивительно, что когда с ним случилась Соня, то он автоматически перенёс свои данности и на неё.
Помню, как однажды она прилетела домой окрылённая, потому что он подарил ей последний iPhone Х.
Мы её тогда усадили и постарались разъяснить, что видим такой подарок неуместным, так как её парень на него не заработал. По сути, презент ей сделал Ромин отец.
Она сопротивлялась изо всех сил, говорила сначала, что Рома (!) разместил депозит, когда они начали встречаться (к слову, случилось это 5 месяцев назад), чтоб сделать ей подарок, ведь ему родители, итак, купят - и тогда у них будут у обоих новенькие гаджеты.
Мы спросили её: знает ли она какая процентная ставка сейчас на депозиты и какова должна быть сумма, чтоб меньше чем за полгода "накапали" проценты на такую покупку?
Дочка не сдавалась и вспомнила (!), что у кавалера были ещё карманные деньги, которые он кропотливо собирал.
Было ясно, что этот раунд проигран. Де-юре муж мог стукнуть кулаком по столу, наказав вернуть телефон, но де-факто это только оттолкнуло бы её от нас, чего мы допустить не могли.
Тогда мы озвучили ей ещё раз свое отношение к вопросу и сказали, что она уже взрослая и ей самой решать, так как именно ей жить с этим выбором, точка. Смартфон остался у неё...
Через месяц она снова прибежала с горящим взглядом, взахлёб рассказывая, что Ромина семья летит на отдых в жаркие страны и хотят, чтоб она полетела с ними, что у них с Ромой там будет своя программа, а у его родителей и их друзей - другая, что они давно (!) мечтали о такой поездке и она очень счастлива...
Я почувствовала по наливающимся кровью глазам и гуляющим скулам супруга, что беседа будет долгой и неприятной.
Он попытался объяснить, как это выглядит со стороны без прикрас: что она девочка, у неё есть папа, который несёт полную материальную ответственность за неё, пока она не выйдет замуж, - и если другой взрослый мужчина (отец её парня) берет на себя её содержание, то это, по меньшей мере, неприлично, так как по сути она становится содержанкой...
Соня сидела мрачная, потому что ей очень хотелось в теплые страны, но ей не хотелось, чтоб папа считал ее содержанкой.
Я попробовала немного разрядить обстановку, объясняя ей, что принимая такие подарки, она может стать заложницей обстоятельств, потому что, кто платит - тот и заказывает музыку. Что если она вежливо откажется, то это только добавит плюсиков к ее "карме" в глазах роминых родителей, так как они не сочтут её меркантильной и у них не будет оснований считать, что она с их сыном из-за благ, которыми он её одаривает.
Соня слушала и молчала, а я была в отчаянии... Пауза затягивалась, каждый из нас был измотан этим разговором...
Снова повторили мантру, что она видит наше отношение к ситуации, но решение принимать ей. Дочь ушла, погруженная в свои мысли, а через неделю улетела...
Вернулась она расстроенной: все произошло так, как мы ей описывали, на солнечных пляжах бабушку Ромы как подменили, она стала позволять себе делать едкие замечания в сторону нашей дочери, постоянно намекая на её неискренность по отношению к внуку. Ни мама Ромы, ни его папа, не пресекали эти нападки, как бы молчаливо их поддерживая.
После этой поездки она поставила условие своему избраннику, что все их будущие путешествия будут только с заработанных ими денег.
Как они с этим справляются, я расскажу как-нибудь в другой раз, если вам будет интересно.
Мне кажется, что нам удается сохранять баланс с нашими детьми: без перегибов в сторону тирании или дешёвого авторитета, но при этом выстраивать доверительные отношения.
Что для этого нужно? Самую малость - говорить детям правду о том, что их решения вы не всегда одобряете, но принимаете, так как это их выбор и именно им жить с последствиями этого выбора.
К сожалению, мы не можем уберечь детей от неверных выборов и неудач, можем только помочь им пережить неудачи, сделать выводы и использовать полученный опыт с пользой.
А вы реагируете на неверные решения ваших детей?