Поклонников документального кино, на первый взгляд, немного, но год за годом, вопреки утверждениям о «вымирании» жанра, на фестиваль «Россия» приходят любопытные, неравнодушные, жадные до мозгового штурма киноманы и профессионалы в области кинодокументалистики. Мы оказались среди них и узнали, кто, зачем и для кого снимает документальные фильмы в XXI веке.Фото: Полина Зиновьева
Уже 30 лет Открытый фестиваль документального кино «Россия» остаётся главным национальным форумом кинодокументалистов страны. Его традиции берут своё начало ещё из советского пространства: в 1988 году в Свердловске провели первый показ документальных фильмов, и с тех пор столица Урала стала основной площадкой для встречи мастеров неигрового кино. Сегодня фестиваль входит в тройку лучших кинофорумов страны наравне с Московским международным кинофестивалем и «Кинотавром».
Фестиваль как платформа для популяризации
За время своего существования фестиваль вырос из просто конкурса в платформу, которая теперь не только популяризирует документальное кино, но и позволяет сохранять единое кинематографическое пространство на территории стран бывшего Советского Союза. Для авторов это обмен опытом, идеями, контактами, для зрителей – отличная возможность по достоинству оценить настоящие документальные фильмы, которых сегодня так не хватает на телевидении.
Действительно, подчас то, что называют документальным жанром на телевизионном экране имеет мало общего с документалистикой вообще, – отмечает Георгий Негашев, генеральный директор фестиваля «Россия». – Именно поэтому два года назад мы учредили ещё одну программу: конкурс телевизионных документальных фильмов. Его цель – сверить критерии подхода к документальному фильму и по возможности внести свои, кинематографические критерии, которые бы вписывались в телевизионные форматы.
Недостаток кинодокументалистики на телевидении – далеко не единственная проблема, которую обсуждают на фестивале. В рамках мероприятия организованы круглые столы, мастер-классы, творческие встречи. На их повестке – история неигровых фильмов, тенденции современной российской документалистики и, главное, – кому оно нужно, документальное кино?
У каждого фильма — свой зритель. Как его найти?
Суть каждой киноленты – найти своего зрителя. Это важно как для опытных мастеров, так и для молодых дебютантов. В этом смысле фестиваль – это надёжная площадка для старта творческого пути: он оказывает поддержку молодежи в сфере кинематографии, а также продвигает лучшие образцы документального кино к широкому зрителю.
Нам часто задают вопрос: а нужно ли документальное кино в России? Я посвятила ему всю свою жизнь, разве она была бессмысленна? – рассказывает Галина Прожеко, профессор ВГИК им. С. А. Герасимова и председатель жюри конкурса телевизионных документальных фильмов. – На фестивале мы ставим разные вопросы документального кино, один из них – для кого оно и как документалистике выбиться «в люди», ведь каждая картина ждёт своего зрителя, а самый короткий путь до него, это, конечно же, телевизор. Но теперь этот вопрос обретает новые формы: с развитием интернета для документалистов появился новый помост, откуда они могут найти свою аудиторию. В будущем хотелось бы видеть на фестивале отдельную конкурсную программу для интернет-изданий. Многие авторы размещают работы в блогах, социальных сетях и получают широкий отклик – а это совершенно иная стилистика, новый формат публицистики, другие перспективы.
Показы работ-участниц фестиваля развёрнуты не только на площадках Екатеринбурга. Они пройдут также в Нижнем Тагиле, Новоуральске, Верхней Пышме, Невьянске и Полевском. Всего конкурсных работ 45, из них 4 представлены кинематографистами Среднего Урала. Тематика самая разная – от воспоминаний о былых временах на провинциальных киностудиях до больших рассуждений о космосе. Кстати, в этом году впервые на фестивале в качестве члена жюри выступит космонавт-испытатель, подполковник Военно-космических сил Сергей Прокопьев. Он также представит документальную картину Федерации космонавтики России «Спутник. Ступень во Вселенную».
На торжественной церемонии открытия фестиваля презентовали работу известного уральского режиссёра Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Посвящённая непростым временам не только Свердловской киностудии и её закату, документальная лента, которую автор определил как «комедию-реквием», повествует о лихих девяностых, скрашенных приятными, порой абсурдно комическими воспоминаниями о том, как на Урале снимали кино.
Фестиваль проходит с 1 по 6 октября на культурных площадках Свердловской области. У зрителей есть возможность бесплатно ознакомиться с лучшими документальными лентами года и поучаствовать в их обсуждении.