Как показывает анализ материалов прокурорских проверок, в деятельности ФССП распространены факты длительного бездействия судебных приставов-исполнителей, неполнота и несвоевременность исполнительных действий, нарушения сроков и порядка возбуждения исполнительных производств, процедуры наложения ареста на имущество должников, непринятие мер к реализации арестованного имущества, случаи необоснованного окончания исполнительных производств, а также факты их утраты.
В связи с этим в числе первоочередных задач при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами – повышение качества и результативности прокурорского вмешательства в целях реальной защиты прав и законных интересов взыскателей и иных участников исполнительного производства, а также своевременное и безусловное реагирование на незаконные правовые акты судебных приставов – исполнителей, факты их неправомерных действий (бездействия) в процессе принудительной реализации исполнительных документов. В ходе прокурорского надзора и по результатам прокурорской проверки в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре РФ) прокуроры принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.
Реализуя свои полномочия, прокурор, имеет право принести протест на противоречащий закону правовой акт судебного пристава-исполнителя, внести представление об устранении нарушений закона в деятельности судебного пристава, вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении или предостережение о недопустимости нарушения судебным приставом-исполнителем закона, обжаловать действия пристава в суде.
При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган. О результативности деятельности прокуроров при осуществлении данного направления надзора свидетельствуют статистические данные Генеральной прокуратуры РФ. В 2016-2018 годах прокурорами принесено более 187 тыс. протестов на незаконные правовые акты судебных приставов-исполнителей, внесено более 32 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых более 9300 должностных лиц службы судебных приставов привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, на эффективность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями негативно влияют несовершенство законодательства об исполнительном производстве, отсутствие единства правоприменительной прокурорской и судебной практики, должного методического обеспечения.
По результатам анализа судебной практики установлено, что по мнению судей при внесении прокурором протеста на постановление об окончании исполнительного производства он выходит за пределы предоставленных законом полномочий, так как исполнение судебных постановлений по гражданским делам является последней стадией судопроизводства, которой завершается процесс судебного разбирательства.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при осуществлении судом правосудия по гражданским делам процессуальным законодательством не предусматриваются, и не распространяются на стадию исполнения судебных постановлений по гражданским делам. В связи с чем, указывается, что прокурор вправе оспорить постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России в судебном порядке в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) .
Указанные обстоятельства требуют рассмотрения вопроса о деятельности прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, ее комплексного анализа, выработки новых научно обоснованных представлений, а также конкретных практических предложений, направленных на максимальное обеспечение, развитие и дальнейшее совершенствование этой деятельности