Завод имени Лихачева снабжал работой не только множество заводов-смежников, поставлявших запасные части и комплектующие, автомобили на шасси ЗИЛ выпускали в Новоуральске (позднее выпускались как грузовики АМУР), в Чите делали в основном автомобили в северном исполнении, в Мытищах специализировались на самосвалах.
Мытищинский машиностроительный завод был создан в 1987 году, долгое время специализировался на военной технике, а в послевоенное время был перепрофилирован под выпуск грузовых автомобилей.
В 1947 году на базе грузовика ЗИС-5В, имевшего грузоподъемность 3 тонны и двигатель мощностью 73 л.с., в Мытищах начали выпуск самосвала ЗИС-ММЗ-05.
Таким образом было положено начало долговременному сотрудничеству двух заводов. Первую модель на заводе выпускали до 1949 года, затем ее место занял ЗИС-ММЗ-585. Этот автомобиль был на базе более современного ЗИС-150, имевшего грузоподъемность 4 тонны. Для самосвалов поставлялось укороченное шасси, на которое монтировали кузов. Кузов, кстати, уменьшал на полтонны грузоподъемность автомобиля. Выпускалось множество модификаций автомобиля - начиная от обычных самосвалов и заканчивая сельскохозяйственными машинами с деревометаллическим и цельнометаллическим кузовами.
ЗИС-150 уступил место на конвейере более современному ЗИЛ-164, теперь на базе нового шасси строились самосвалы, но менялась в названии лишь последняя буква -ЗИЛ-ММЗ-585И был на базе шасси ЗИЛ-164Г и выпускался с 1957 по 1961 годы, затем выпускался самосвал с "Л" на конце, он был на шасси ЗИЛ-164АГ.
В целом ЗИЛ-ММЗ-585 стал огромной школой для завода: было выявлено много ошибок, в том числе и конструктивных, которые исправляли и модернизировали. Позднее этот опыт позволит сделать успешные и узнаваемые самосвалы массовыми.
В 1961 году ММЗ отступает от обычной тематики самосвалов и делает бетоновозы ЗИЛ-ММЗ-553.
Первая партия грузовиков отправилась на строительство Асуанской плотины. Автомобиль имел объем грузовой платформы 2,3 кубометра. Кузов сверху накрывался крышкой, которую открывали только для загрузки бетонной смеси. Разгрузка осуществлялась назад, а благодаря конструкции кузова удалось обеспечить уникальный угол подъема - 80 градусов. В 1963 году производство бетоновозов закончилось. Как и основной завод, Мытищинский машиностроительный стоял на пороге новой эпохи - производства автомобилей на базе шасси ЗИЛ-130.
Далее было несколько автомобилей, которые каждый из нас неоднократно видел на дорогах страны. Да и производство на базе нового шасси достигло больших объемов - в день с завода в Мытищах выезжали по 200 самосвалов, за год страна получала более 50 тысяч автомобилей-самосвалов ЗИЛ. Но и этого было мало, поэтому самосвалы делали и МАЗ, и позднее КАМАЗ.
ЗИЛ-ММЗ-554 - сельскохозяйственный самосвал с разгрузкой на все три стороны.
Опытный образец был построен еще в 1957 году, позднее его неоднократно дорабатывали, адаптировали под работу с прицепом ГКБ-819. Серийно автомобиль выпускался до 1994 года. До сих пор такие автомобили можно видеть в работе - они привозят различные сыпучие грузы и популярны в садовых товариществах у дачников, которым большие объемы грузов не нужны, а ЗИЛ-ММЗ-554 привозит как раз столько, сколько нужно. Правда, очень часто в процессе эксплуатации грузовики теряют возможность разгружаться на все три стороны и у них сохраняется только боковая разгрузка, но это мелочи. К тому же это сохраняет главное преимущество автомобилей: возможность разгрузиться на крохотной площадке, где автомобиль с задней разгрузкой не поместится.
Объем грузовой платформы составлял 5 кубометров и легко увеличивался на 2 кубометра надставными бортами.
ЗИЛ-ММЗ-555 самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1
Опытный образец построен в 1962 году, самосвал легкоузнаваем благодаря своему кузову полукруглой формы. Кузов этот, к слову, вмещал 3 кубометра сыпучих грузов.
Этот автомобиль поставлялся также и на экспорт - экспортная версия имела козырек над кабиной, в то время как автомобили для внутреннего пользования всегда отличались остатками перевозимых грузов на крыше.
Серийное производство было начато в 1964 году, а завершено в 1981 году.
На базе этого грузовика были и любопытные модификации: например, автомобиль с кузовом из стеклопластика ЗИЛ-ММЗ-555Д. Автомобиль прошел испытания и особых недостатков выявлено не было, но вот к серийному производству приспособить такой кузов было сложно: стеклопластик не поддается штамповке, его послойное выклеивание является трудоемкой работой, требующей высокой квалификации исполнителя.
Был и ЗИЛ-ММЗ-555А, который предназначался для работы грузовика в паре с прицепом-самосвалом. Однако из-за наличия только задней разгрузки процесс выгрузки грузов оказался трудоемким: прицеп приходилось либо отцеплять, либо разгрузка проводилась в несколько заходов со сложным маневрированием. В то же время ЗИЛ-ММЗ-554 в паре с прицепом-самосвалом работал легко благодаря боковой разгрузке.
В 1976 году было начато производство ЗИЛ-ММЗ-4502
Грузоподъемность в зависимости от исполнения варьировалась от 5 до 6 тонн. Она увеличивалась во время выпуска автомобилей, первые автомобили могли перевозить максимум 5 тонн груза. Автомобиль получил кузов увеличенного объема - 5,1 кубометра. Увеличенная грузовая платформа была крайне необходима, поскольку ЗИЛ-ММЗ-555 не мог обеспечить нужного объема перевозимых грузов и, учитывая расход топлива, был экономически неэффективен.
В 1994 году производство таких самосвалов было прекращено
С 1987 года начали выпускать ЗИЛ-ММЗ-4505
Это был автомобиль на шасси ЗИЛ-495810. Завод вернулся к привычным полукруглым формам прицепа и опять проиграл в объеме кузова: он составлял лишь 3,8 кубометра. При этом грузоподъемность была как у 4502 и составляла 6 тонн.
В 1995 году производство самосвалов 4505 было прекращено.
В 1987 году ЗИЛ начал производство ЗИЛ-4331. Во многом это был все тот же старый и хорошо знакомый ЗИЛ-130, но теперь автомобиль получил более современную и удобную кабину. Напрашивался и переход ММЗ на производство самосвалов на базе обновленного шасси. ЗИЛ-ММЗ-4508 имел объем грузовой платформы 5,3 кубометра и оснащался новой кабиной.
В 1993 году был представлен ЗИЛ-ММЗ-4516
Этот автомобиль имел удлиненное шасси от ЗИЛ-133, колесную формулу 6х4 и грузоподъемность до 10 тонн. Автомобиль получил кузов прямоугольной формы, благодаря чему его объем оказался впечатляющим: без бортов 7,6 кубометра и с надставными бортами 12,2. Выпускался самосвал до 2002 года. Выпускалась также модификация ММЗ-4520.
Не обошлось в модельном ряде завода и без самосвалов на базе "Бычка".
В 1996 году был представлен ЗИЛ-ММЗ-2502.
Автомобиль имел грузоподъемность 2,5 тонны, объем кузова составлял 2,3 кубометра. Этот автомобиль стал последним грузовиком ЗИЛ, на базе которого ММЗ построил самосвал.
Начиная с 90-х ЗИЛ находился в бедственном положении, сказывалось это и на ситуации на связанных с автогигантом заводах. не исключением стал и ММЗ, который переживал трудные времена. С 2009 года завод присоединен к ОАО "Метровагонмаш" и теперь является частью крупного вагоностроительного завода. О производстве грузовиков на территории завода теперь напоминает лишь история.
Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог, впереди будет много интересного!