Найти в Дзене
Юриспруденция

АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ. Часть 1.

https://www.pinterest.ru/pin/336714509636702368/
https://www.pinterest.ru/pin/336714509636702368/

Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) является правовым государством, способствующим развитию демократии, формированию эффективной организации государственной власти, выработке механизма укрепления верховенства закона, направленного на уменьшение произвола и беззакония, тем самым надежно гарантируя защиту прав и свобод человека и гражданина, а также безопасность личности.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом гарантировано также ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод . Вместе с тем судебная защита не может быть признана действительной, если решения судов не исполняются. Не случайно Европейский суд по правам человека в постановлении по делу «Баженов против Российской Федерации» указал, что право на судебное разбирательство в суде по гражданским вопросам было бы иллюзорным, если бы окончательное решение оставалось неисполненным в ущерб одной из сторон .

Развивая систему правосудия, государство особое внимание уделяет совершенствованию механизма исполнительного производства, задачами которого, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах) возложено на судебных приставовисполнителей. Без эффективной системы исполнения судебных актов невозможно обеспечить конституционные гарантии доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций, восстановление нарушенного или оспоренного права. За 2018 в ФССП России поступило для принудительного исполнения 60,3 млн. исполнительных документов, что на 102,5 тыс. больше, чем в 2017 Всего на исполнении в 2018 находилось 87 млн. исполнительных производств, что на 2,5 млн. превысило аналогичный показатель 2017 Из них более 46 млн. (53%) составили акты несудебных органов и должностных лиц. Вследствие увеличения количества поступивших исполнительных документов продолжился рост служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей. В 2017 в среднем на исполнении у одного судебного пристава находилось 3,6 тыс. исполнительных производств, в 2018 году –3,7 тыс.

Уровень служебной нагрузки напрямую влияет на качество и своевременность исполнения судебных решений, а также на соблюдение законности при производстве исполнительных действий. За 2018 количество работников ФССП России, в отношении которых возбуждены уголовные дела, снизилось на 8,3% (с 266 до 245), количество уголовных дел –на 14,7% (с 300 до 257). Согласно основным показателям деятельности ФССП за 2018 доля решений должностных лиц ФССП России, признанных судами незаконными (качество работы, включая правильность, своевременность и полноту) при осуществлении исполнительного производства, в общем количестве исполнительных производств, находящихся на исполнении составляет 0,006%.

Анализ прокурорской статистики, материалов прокурорской и судебной практики свидетельствует о том, что состояние законности в сфере исполнения судебных решений остается на низком уровне. Так, за 2016 год прокурорами в этой сфере правоотношений выявлено, 181 586 нарушений законов, за 2017 год - 152 336, за 2018 год - 140 463 .