Методы театральной педагогики на уроках литературного чтения могут дать детям навыки коллективной работы, творческую смелость, веру в свои силы, развитие памяти, внимания, воображения и, как следствие развитие интереса к чтению.
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Все младшие школьники овладевают техникой чтения, но самостоятельно, добровольно книг не читают. Недостаточно формировать навык чтения. Надо воспитывать активного, вдумчивого читателя. Необходима целенаправленная работа по развитию навыков осознанного, выразительного чтения.
Экспериментальная работа по развитию интереса к чтению была проведена в МОУ «СОШ № 42» г. Копейска. Участники исследования - пятьдесят учащихся третьих классов. Дети обучаются по программе «Перспектива». В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы выбрали показатели уровня интереса к чтению художественной литературы. Определили уровни развития интереса к чтению.
В качестве диагностического инструментария были использованы методики: анкета «Твой любимый предмет». Вопросы анкеты позволили определить отношение младшего школьника к уроку литературного чтения и его читательскую активность. Опрос «Определение уровня развития интереса к чтению» позволил определить три уровня развития интереса к чтению младших школьников: высокий, средний, низкий. Каждому уровню были присвоены соответствующие характеристики.
Тест Торренса «Неполные фигуры» позволил изучить особенности творческого воображения. Были выделены четыре группы (по степени оригинальности) развития воображения. На формирующем этапе экспериментальной работы опробировали модель развития интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения. Цель данной модели – повышение уровня интереса к чтению.
Учитель ставит задачи: развитие воображения, внимания. Эти задачи достигаются с помощью определенных методов: инсценирование, сочинительство, иллюстрирование, пересказ; и средств: наглядных (картины, спектакли, мультфильмы, презентации, тексты произведений), технических (компьютер, монитор, театральный реквизит).
Сделать урок интересным, значит провести нестандартный урок. Например, урок с элементами театрализации. Нестандартные уроки позволяют повысить интерес, стимулировать познавательную активность учащихся. Приведем несколько фрагментов уроков в начальных классах.
- Упражнение «Выразительный взгляд». К доске вызываются 5-7 учеников. Им предлагается найти взглядом друга. Эта связь устанавливается с помощью выразительного взгляда. По команде учителя: «Всем одновременно поменяться местами», одни выходят к доске, другие садятся на их места. Затем новой группе у доски предлагается выполнить то же задание, но не брать в партнеры тех, кто уже был у доски. Не разрешается подавать друг другу какие-либо знаки. Только взгляд глаза в глаза.
- Упражнение «Волшебное превращение». Учитель отправляет в путь по классу какой-либо предмет (ручку, часы, блокнот). Взяв в руки предмет, ученик выполняет с ним определенные действия, а остальные ребята должны угадать, что у него в руках. Например, ученик производит действия с ручкой, представляя ее цветком, градусником, крючком для вязания. С удовольствием дети занимаются раскрытием «видений», стоящих за текстом. Эта работа помогает детям выучить наизусть тексты, также как она помогает актеру.