Найти тему
Елена Сагач

Марафонскую битву греки выиграли благодаря богу Пану.

Завтра мы встретимся и узнаем,

Кому быть властителем этих мест.

Им помогает черный камень,

Нам - золотой нательный крест.

( Н. Гумилев )

История, о которой пойдет здесь речь, странным образом оказалась забытой. Причем забытой всей последующей цивилизацией человечества. Вы не найдете ее ни в школьных учебниках, ни в европейской живописи 17-19 столетий, столь часто базирующейся на эффектных мифологических сценах. Собственно , вычеркнутым оказался величайший из богов Древнего мира - бог Пан, спутник Диониса, по мнению Ницше, олицетворяющий самую суть античности - мрачное диониссийское начало. Что же это за персонаж ?

Это бог лесов, полей, степей. Пан обладал силой наводить внезапный страх и ужас на людей. Особенно от него страдали одинокие путники, которые оставались в лесу или в степ на ночлег. Но были случаи, когда от его действий бежали и целые ряды войск. Людей охватывал такой страх, что они бросали поле боя и, не глядя, убегали со всех ног. Вот такой ужас и стал называться паническим, а само состояние паникой. Собственно говоря, эпоха язычества у разных народов всегда порождала веру в лесного персонажа подобного рода. А, следовательно, за столетия неизбежно должна была создаться некая неуправляемая мыслеформа.

Билибин. Лесной дух.
Билибин. Лесной дух.

-2

Врубель "Пан".
Врубель "Пан".
-4

Именно такой случай панического ужаса и был засвидетельствован на поле боя во время Марафонской битвы. Но сперва немного истории.

В 491 году до н.э. Дарий послал посольство в Грецию, требуя от греков "земли и воды". Некоторые греческие полисы признали власть персов, но спартанцы и афиняне отказались это сделать и убили персидских послов.

Афины.
Афины.
-6


Пан.
Пан.

В 490 году произошел новый поход персов. На этот раз они решили перевезти свою армию через южную часть Эгейского моря и высадить десант сразу в Центральной Греции. Захватив и разрушив г. Эретрию на острове Эвбея, персидская армия, состоявшая из лучников и всадников, высадилась в северо-восточной части Аттики, на Марафонской равнине около небольшого городка Марафон, в 42 км от Афин.


Поле боя представляло собой ровную, окруженную горами долину на берегу моря, удобную для действия персидской конницы.

Персы имели 10 тысяч конницы и около 10 тысяч пеших лучников. У греков же было 11 тысяч афинских гоплитов.

Это были 10 тысяч афинян и 1 тысяча, присланная на помощь маленьким городом Платеи.

Спарта отказала в помощи под предлогом религиозных традиции полнолуния, и выслала отряд , который пришел уже к концу сражения.

Обученные и спаянные воинской дисциплиной гоплиты столкнулись с разноплеменным персидским войском.

Бег гоплитов в полном вооружении на Олимпийских играх.
Бег гоплитов в полном вооружении на Олимпийских играх.

Греческая армия состояла из тяжеловооруженной пехоты, гоплитов, с медными шлемами, в латах и набедренниках, с большими медными щитами; их оружием было длинное метательное копье. Пехота персов была легковооруженная, без шлемов и панцирей, защищалась легкими и плетеными щитами; главное оружие ее составляли лук и сабля.

Греками командовали десять стратегов, но поскольку один из них, Мильтиад, был хорошо знаком со способами действия персидской армии, девять стратегов отказались от своего права командования в его пользу.

Мильтиад.
Мильтиад.


Перед боем Мильтиад построил греческую фалангу при входе в Марафонскую долину. На правом фланге находились лучшие афинские гоплиты, левее выстроились остальные воины по филам; левый фланг составил отряд платеян. Правым крылом предводительствовал Каллемарх, левым флангом командовал храбрый Аемнест.
Вследствие численного превосходства персов и значительной ширины долины Мильтиад не мог дать своей фаланге необходимой глубины. Кроме того, он учитывал возможность охвата своих флангов персидской конницей. Поэтому он уменьшил количество шеренг в центре и соответственно увеличил число шеренг на флангах. Общее протяжение фронта достигало примерно 1 км.

-10

-11


Боевой порядок персов состоял из пеших лучников, располагавшихся в центре, и конницы, строившейся на флангах.

Чтобы не дать персидской коннице времени атаковать греков на равнине и чтобы вслед за стрельбой из луков непосредственно перейти к рукопашному бою, Мильтиад двинулся с высот на неприятеля бегом, "беглым маршем". "Беглый марш" позволял быстро преодолевать поражаемое стрелами пространство и морально действовал на противника.

-12


Cильные фланги греческой фаланги опрокинули персидскую конницу, которой не удалось прорвать здесь ряды афинян, и пошли против персидского центра, спеша на помощь своим стесненным товарищам. Следствием этой атаки стало поражение персидских лучников. Окруженные со всех сторон, персы обратились в бегство.

-13

Битва была жаркой.

В этой битве пал доблестно бившийся с врагом полемарх Каллимах, а из стратегов – Стесилай, сын Фрасила, потом Кинегир, сын Евфориона , ему отрубили руку секирой, когда он ухватился за изогнутую часть корабельной кормы. После чего он тут же ухватился за корму оставшейся рукой. Затем погибло также много других знатных афинян.

…В этой битве при Марафоне пало около 6400 варваров, афиняне же потеряли 192 человека.

После полнолуния прибыло в Афины 2000 лакедемонян. Они двигались так быстро, стараясь прийти вовремя, что были уже на третий день по выступлении из Спарты на Аттической земле. Несмотря на то что спартанцы опоздали к сражению, они все же хотели посмотреть на павших мидян. Они прибыли в Марафон, осмотрели поле битвы и затем, воздав хвалу афинянам за победу, возвратились домой.


Афиняне завладели семью кораблями. На остальных кораблях персы отплыли в море, стремясь достичь Афин раньше, чем это сделает греческое войско. Афиняне также устремились в город и, опередив противника, достигли его раньше, чем персидское войско.

Мильтиад расположил свое войско на восточной стороне Афин. Персы, подойдя на своих кораблях к Фалеру (Фалер был тогда гаванью афинян) и увидев, что афинское войско стоит у города и готово к битве, не отважились высадиться. Персидский флот повернул назад и поплыл обратно в Азию.


Согласно легенде после победы греков в Афины Мильтиадом был послан самый быстроногий афинский воин Фидиппид. Добежав до центральной площади, где собрались горожане, Фидиппид прохрипел: "Мы победили! " и замертво рухнул наземь. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий) .

-14

Но самым интересным в истории этой битвы было то, что решающим фактором победы греков стало внезапное появление на поле боя огромной фигуры козлоногого бога. Он пришел на помощь афинянам в трудный момент.

Охваченные ужасом, персы бросились к своим кораблям.

-15
-16

И впоследствии на месте битвы в Марафонской долине был установлен памятник не только Мильтиаду, но и Пану, которого греки считали своим спасителем в этой битве.

Пан вообще был одним из самых почитаемых богов греческого пантеона. Но его время закончилось с наступлением эры христианства.

По легенде, изложенной древнегреческим историком Плутархом в его сочинении «Об упадке оракулов» , однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто-то окликнул египтянина Фармуза, кормчего корабля. Тот отозвался, и неизвестный голос , раздававшийся из леса, велел ему, чтобы он , когда корабль будет проходить другой остров — Палодес, возвестил там, что " великий Пан умер ! ».

Якоб Йорданс " Старый сатир".
Якоб Йорданс " Старый сатир".

Это означало конец эпохи языческих богов и наступление царствия нового бога, гораздо более сильного, потому что алтари ему воздвигались не в лесу, а в душах людей.

И великий Пан ушел в небытие. Отныне он фигурировал в мифах и на картинах как веселый козлонигий пьяница, играющий на свирели.

Первые последователи христьянства должны были врываться в древние храмы, срывать украшения со статуй, или просто разбивать их, сражаясь с языческими богами. Но наказанием самого сильного из них стало забвение.