Продолжаем тему русского крестьянства XIX - начала XX вв.
Еще почитать на эту тему:
Бабья доля в дореволюционной России
Как питался русский крестьянин
Крестьянские хозяйства одной деревни были объединены общиной или "миром". На протяжении многих веков община русской деревни играла роль компенсационного механизма выживания и примитивного механизма власти на местах.
Почему компенсационным механизмом выживания? Община не давала разориться и умереть с голоду в условиях сурового климата.
Фактически к пахоте работники приступали в конце апреле - начале мая, а жатва начиналась в августе. Т. е. период полевых работ занимал 100 дней. И этот небольшой отрезок времени крестьянин мог использовать целиком на себя, только если был государственным, в случае, если он был крепостным или временнообязанным, то эти сто дней надо делить на два, так как барская запашка сама себя не вспашет. Расклад был такой - 54 дня на себя и 56 на барщину.
Урожайность при этом было низкой. Существует понятие урожайности, которое за основу берет старую меру количества "САМ". В среднем урожайность была "САМ-3", тогда как для нормальной жизни необходимо "САМ-7", как, например, во Франции. Справедливость ради стоит отметить, что черноземные земли давали "САМ-10", проблема в том, что начинались они хорошо так южнее Москвы.
князь М.М.Щербатов, писал о «чуть не пятой доле крестьян, которые питаются мякинным хлебом, живя скорее как животные, а не как люди»
Сеяли в осном рожь, как самую неприхотливую и выносливую культуру, правда, если лето было дождливым, то она зарастала сорняками, а в теплую осень рожь охотно поедал червь. Пшеницу - особый сорт "ледянку" - сеяли очень рано, она была морозоустойчивой. Также в ходу были греча, горох, овес, ячмень.
При огромных пространствах в нечерноземных губерниях Российской империи наблюдался дефицит заливных лугов, хорошей травы. Следовательно, держать скотину в большой количестве было невозможно. Ее просто нечем было кормить.
А.Т.Болотов писал, что «на одной лошади нельзя обработать землю ни про себя, ни господскую и успеть исправить все домашние нужды».
В среднем крестьянин владел 1-2 лошадями,1 коровой, парой свиней или овец. Зачастую скотину в конце зимы кормили соломой или подвязывали веревками в стойлах, дабы она не упала и окончательно не издохла. На Егорьев день (23 апреля/6 мая) был радостный момент для скота, когда его выпускали на выпас на первую траву.
Л.В. Милов писал: "Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, использование на мужских работах женщин и т. д.)"
Каков же вывод?
Традиционная экономика, отягощенная средневековыми пережитками, такими как крепостная зависимость/временнообязанное состояние, помещичье землевладение и крестьянское малоземелье в центральной части страны, примитивные орудия труда и небольшое количество прибавочного продукта, плюс тяжелые налоги(подушная подать), выкупные платежи, никак не давали вырулить стране в капитализм и начать индустриализацию.
Комменты, лайки и подписки приветствуются) – будет круто!