Первый вариант статьи был опубликован в журнале “Техника-молодежи” №7 в 2002 г. Здесь новая редакция
Особенности личности человека отмечены как факторы риска в развитии множества заболеваний. Очень давно исследованы типы личности А и В - личностные особенности, наличие которых повышает или понижает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний. Стала классической работа Хелен Фландерс Данбар, которая в результате непосредственных клинических наблюдений определила у 80% людей, имеющих повторные несчастные случаи, характерный личностный профиль, который она назвала «личность, склонная к несчастьям»…
Однако, когда я много лет назад рассказал о личностном факторе при близорукости, это вызвало заметное недоверие и неприятие и у офтальмологов, и у близоруких (что очень часто одно и тоже). А ведь зрение в ещё большей степени зависит от психической деятельности, чем те же несчастные случаи или работа сердца.
Индивидуальные особенности высшей психической деятельности обязательно должны влиять на функцию глаз, поскольку зрение не исчерпывается оптикой, зрение – не только глаза. Зрение - это мозг. Очки помогают лучше видеть глазам, а что поможет мозгу?
Почему это актуально?
Близоруких людей с каждым годом становится всё больше. Диагноз миопия можно поставить уже чуть ли не каждому третьему жителю Земли! Только в Китае сегодня до 90% подростков и молодых людей близоруки. А 60 лет назад таких было всего 10%. В Сеуле близоруки колоссальные 96,5% среди 19-летних! У наших старшеклассников в городах по официальной статистике эта болезнь встречается у каждого четвертого.
Но близорукость стала настолько привычной, что уже и не воспринимается как болезнь. Ношение очков, линз, даже операции – такие обыденные явления, что почти не замечаются окружающими, признаются своеобразной нормой. Между тем это не так. Близорукость всегда проблема, а иногда довольно опасная проблема. До одной пятой молодых людей в Восточной Азии имеют крайнюю форму близорукости, грозящую отслойкой сетчатки, катарактой, глаукомой...
Интересно, что одновременно с ростом проблем зрения во всем мире растет число проблем, связанных с психикой. Статистика ВОЗ показывает, что почти половина ведущих мировых причин нетрудоспособности попадают под категорию психических и поведенческих расстройств. 820 миллионов людей страдало в 1999 году серьезными психическими проблемами, каждый седьмой житель Земли! В совокупности эти цифры ежегодно выливаются в миллионы дней, принесенных в жертву депрессии в колоссальные ресурсы, потерянные из-за наркомании и алкоголизма, в миллионы жизней, оборвавшихся вследствие самоубийств.
Связаны ли глобальное ухудшение психического состояния человечества и снижение его зрения? Я считаю, да. Это разные грани одного процесса. Глаза – органическая часть мозга, его продолжение. Внутриутробно органы зрения закладываются и развиваются как один из мозговых пузырей. Не случайно невропатологи и врачи, занимающиеся сосудистыми проблемами, обязательно интересуются состоянием глазного дна своих пациентов, по его виду можно судить и об изменениях внутри самого мозга. Если не в порядке ткани мозга, это часто отражается на состоянии глаз, при мозговых проблемах страдает зрение. Глазная патология может отражать не только состояние самих глаз, но и состояние центральной нервной системы.
Проблема близорукости кажется не очень серьезной (в сравнении со СПИДом, раком или лихорадкой Эбола) потому, что последствия близорукости, как и других расстройств зрения, как будто бы легко устраняются. Такие приспособления как очки или контактные линзы стали привычными для сотен миллионов людей. А современная лазерная медицина обещает восстановить зрение “безболезненно и почти мгновенно… Но не рано ли становиться роботами на протезах и делать свою жизнь ещё более искусственной?
На мой взгляд, основные причины любой близорукости – это стресс, личностные психические особенности пациентов и… внушение.
Стресс
Стресс – реакция напряжения организма, возникающая как его неспецифический ответ на действие чрезвычайных неблагоприятных факторов среды, которые превышают порог физиологической адаптации организма.
Стрессовая ситуация – это остро возникающее или длительно сохраняющееся несоответствие между предъявленными к организму требованиями и его возможностями с ними справиться.
И это как раз про зрение! Миллионы лет человеческие глаза работали в совершенно других условиях, чем последние век-полтора. Не было искусственного освещения, не было чтения и компьютеров, не было вообще какой-либо длительной нагрузки на близком расстоянии. И вот всё изменилось. Глаза современного человека вынуждены справляться с такими задачами, которые часто превышают возможности, данные им природой, и длительная, напряженная работа на близком расстоянии – настоящий биологический стресс для них.
Любой стресс вызывает типичные физиологические реакции, первая из которых – выделение в кровь гормонов стресса – катехоламинов (адреналин) и активация симпатической нервной системы. Глаз имеет сложную вегетативную иннервацию, поэтому он обязательно должен отреагировать на подобные изменения в организме. Симпатические влияния, как правило, вызывают заметное расширение зрачка. И это то, что очень характерно для близорукости!
Множество основных последствий и реакций, характерных для стресса легко обнаруживается в патогенезе близорукости. Например, нарушение окислительно-восстановительных и энергетических процессов в сетчатке, накопление в тканях глаза продуктов перекисного окисления липидов, повышение внутриглазного давления, характерные изменения иммунологического статуса и местного кровообращения… Всё вышеперечисленное – типичные изменения близорукого глаза, и подобные изменения вызываются в других органах стрессом. Напрашивается вывод, что именно стресс является одним из основных этиологических и патогенетических факторов близорукости.
А ведь близорукость ещё и сама по себе – стресс, эмоциональный стресс. Такое заметное нарушение здоровья, как снижение зрения, которое обращает внимание больного практически непрерывно, изменяет его социальное положение и, иногда, всю его жизнь, не может не вызывать определенных реакций со стороны психики.
Ещё в 1978 году Коваленко В.В. Гайдай В.Я. обращали внимание, что у близоруких детей в 6 раз чаще отмечаются невротические состояния. Что-то я не помню компьютеров и айфонов в то время...
Таким образом, близорукость начинается со стресса, поддерживается стрессом и сама становится стрессом, порочный круг замыкается.
А как мы это лечим? Протезами! Очки у многих детей сами по себе становятся непрерывным напоминанием о проблеме, дополнительным психологическим комплексом и источником стресса. Я знаю это по себе. Контактные линзы переносятся не всеми, да и попробуйте научить семилетнего ребёнка ими пользоваться! Операция? Представляете, какой это стресс?
Конечно, нервное напряжение, вызванное неудовлетворением такой жизненно необходимой потребности – потребность видеть, в какой то мере компенсируется коррекцией или операцией, но не лучше ли устранить изначальные причины близорукости? Я имею в виду не систему и не родителей… Я имею в виду стресс и психологические причины болезни.
Психологические причины
Начнём издалека. Общеизвестно, что физкультура иммунитет укрепляет. Американские физиологи обнаружили, что у мышей, которых заставляли бегать в колесе, наоборот значительно снизились показатели иммунитета. А у мышей, которые бегали в колесе не меньше, но по своей воле, показатели иммунитета улучшились. Таким образом, физические упражнения полезны для здоровья только в том случае, если они выполняются добровольно.
В очках или с другим видом коррекции глаза вынуждены видеть хорошо. Но если причина плохого зрения изначально была все-таки не в глазах?
Может быть, подсознание действительно не хочет что-то видеть, как утверждал Фрейд, и сейчас считают некоторые целители? Может быть, выключая, ухудшая зрение, мозг автоматически защищается от избытка информации? Любым видом коррекции мы преодолеваем эту защиту. И вот опять видно всё… Значит, снова неизбежно увеличивается зрительная нагрузка... Все видно, все отлично, а через год-полгода приходится менять очки на более сильные.
А как всё начинается? Ребенок при проверке зрения путает буквы. Обязательно ли у него проблема именно со зрением? Совсем нет, иногда это проблема внимания, иногда знаний, иногда усталости, иногда стресса… Но через некоторое время ребёнок может оказаться в очках.
Попробуйте провести простой эксперимент с проверочной таблицей. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от нее, чтобы 3 – 4 нижние строчки были уже не видны. Сначала вы действительно проверяете остроту зрения, то есть находите ту нижнюю строчку, которую испытуемый нормально видит. Затем, с серьезным видом, начинайте сбивать, запутывать испытуемого, говоря ему, что он ошибается и неправильно видит буквы. Желательно, чтобы испытуемый не был предупрежден об этом заранее.
У большинства людей количество ошибок сразу возрастет, а особо неуверенные начнут путать и более крупные буквы выше. Если так проверять любого, даже не близорукого ребенка, он, спустя несколько минут, будет видеть на пару строчек меньше, чем до этого…
Подозреваю, что нечто подобное происходит ежедневно в кабинетах врачей. Дети чрезвычайно внушаемы, до 40% из них – эйдетики, это те, кто легко видят зрительные образы, вспоминая что-то или под влиянием внушения. Или, как мы выяснили, не видят.
В начале 20 века в нескольких школах Нью-Йорка и Гранд-Форкса по инициативе Уильяма Бейтса, автора известного, но непризнаваемого офтальмологами метода восстановления зрения, был проведен другой эксперимент. В классах повесили обычные проверочные таблицы. В течение пяти месяцев по 1-5 минут на каждом уроке дети делали всего одно простейшее упражнение: просто читали эту таблицу каждым глазом по отдельности и обоими вместе. В результате, у 61% плохо видевших ранее детей зрение улучшилось, а у 31% стало нормальным. Конечно, они быстро выучили таблицу, как и опасались врачи, но они также стали относиться к проверкам зрения спокойнее и увереннее. И они теперь точно знали, что могут видеть.
Итак, насилие над глазами и психикой вредят глазам, доброжелательное отношение - улучшает. Стрессоустойчивость, умение расслабляться и переключать теоретически внимание должны помогать сохранять зрение. Есть и более специфичные особенности психики близоруких, которые отличают их от людей со здоровым зрением, о которых я расскажу в следующий раз.
Внушение
Обычная процедура при обследовании близоруких или подозреваемых на близорукость детей - циклоплегия. Это медикаментозное выключение аккомодационной мышцы и расширение зрачка в диагностических целях. Раньше проводилось с помощью атропина, который закапывали в глаза, иногда многократно. Теперь используют более щадящие препараты. В любом случае циклоплегия надолго выключает способность видеть нормально.
Неприятные манипуляции с глазами, явное ухудшение зрения привлекают сознательное и подсознательное внимание пациента, вызывая отрицательные эмоциональные реакции.
Плюс скитания по поликлиникам и медицинским центрам среди других «очкариков», лишение «единственных радостей» – телефона, компьютера и телевизора. Ребенок многократно убеждается, что у него с глазами «не все в порядке», он видит это, он начинает в это верить. В результате формируется стойкое чувство болезни, убеждённость в неспособности что-либо увидеть без лечения или очков. В дальнейшем некоторые симптомы оказываются в буквальном смысле внушенными.
Мы видим не то, что у нас перед глазами, мы видим только то, что воспринимает мозг. Достаточно перевести внимание мозга с одних элементов восприятия на другие, и можно сразу видеть процентов на 10 хуже... или лучше. Много это или мало? Если бы речь шла о холестерине, то очень много.
Убеждения о возможностях собственного зрения возникают не только из собственного опыта, большой вклад в них вносят другие люди, очень часто врачи. А те поступают из лучших побуждений и в соответствии с общепринятыми нормами. Их нельзя обвинять, они и сами под тем же гипнозом, ведь до 80% офтальмологов сами близорукие.
То, что “все болезни от нервов” стало народной пословицей. Как это реализуется при нарушениях зрения, надеюсь, стало понятнее. И это требует пересмотра существующих подходов к лечению и обследованию больных расстройствами зрения, если конечно главной заповедью медицины остается “Не навреди”.
P. S. Посмотрите видео с одним из лучших упражнений для расслабления глаз. Об других эффективных современных методах защиты и восстановления зрения я расскажу в прямом эфире 9 ноября (суббота) в 10:00 (мск). Вход без регистрации и обязательств! Для присутствующих на прямом эфире будут бонусы и подарки.