Сегодня Пандора является символом женского любопытства, в порыве которого она якобы и открыла запретный ящик, но в греческой мифологии все было отнюдь не так.
Эта история началась с Прометея, который похитил огонь у богов Олимпа и отдать его людям, и разгневанный Зевс решил не только жестоко наказать самого похитителя, но и отомстить "хлебоядным мужам" т е людям, ниспослав на них множественные беды и неизлечимые болезни.
"Рад ты, что выкрал огонь и мой разум обманом опутал
На величайшее горе себе и людским поколеньям!
Им за огонь ниспошлю я беду. И душой веселиться
Станут они на нее и возлюбят, что гибель несет им".
(Гесиод "Труды и дни")
Орудием этой коварной мести и стала Пандора, которая была создана Гефестом из земли и воды. В соответствии с пожеланиями Зевса Гефест сделал Пандору прекрасной - схожей по внешности с богиней любви Афродитой, которая и одарила девушку изяществом и женской привлекательностью. Афина научила ее прясть прекрасные ткани и одела в одежды, а Гермес вложил в нее двуличье и лживую душу. Словом, каждый из богов приложил руку к созданию Пандоры, отсюда и ее имя "Всеми одаренная".
"Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал,
Ибо из вечных богов, населяющих домы Олимпа,
Каждый свой дар приложил, хлебоядным мужам на погибель".
(Гесиод "Труды и дни")
Подарок богов доставили в дом к Эпиметею - брату Прометея, в чьи обязанности вменялось следить за живущими на земле людьми. Несмотря на предостережение Прометея, который призывал брата не доверять богам Олимпа и не принимать их даров, Эпиметей женился на прекрасной девушке. Брачным даром Пандоры и был заветный сосуд, который содержал земные несчастья.
"В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.
Быстро стареют в страданьях для смерти рожденные люди.
Снявши великую крышку с сосуда, их все распустила
Женщина эта и беды лихие наслала на смертных.
Только Надежда одна в середине за краем сосуда
В крепком осталась своем обиталище — вместе с другими
Не улетела наружу: успела захлопнуть Пандора
Крышку сосуда по воле эгидодержавного Зевса".
(Гесиод "Труды и дни")
Интересно, что в греческой версии мифа никакого "ящика Пандоры" не существовало - это был "сосуд". Традиционно считается, что родоначальником крылатого выражения стал Эразм Роттердамский, который, переводя поэму Гесиода "Труды и дни" и допустил ошибку переведя греческое слова «pithos» - "сосуд", как "ящик". Просто ли ошибся всемирно известный гуманист или посчитал кувшин или амфору не достаточно вместительными для всех смертных бед - не известно, но именно с той поры выражение "ящик Пандоры" прижилось и даже стало крылатым.
Мифологическая роль Пандоры на вскрытии заветного сосуда не закончилась. Несмотря на поступок жены Эпиметей с ней не расстался, правда по некоторым версиям легенды у него просто не было выбора т. к. Пандора была первой и в ту пору единственной женщиной на земле. У Эпиметея и Пандоры родилась дочь Пирра, которая вышла замуж за Девкалиона. Именно Девкалион и Пирра остались единственными людьми, выжившими после потопа, который устроил Зевс дабы избавить землю от первого поколения людей. Они создали новых людей, бросая, по научению Гермеса, за спину камни. Так появились эллины, а Пирра дочь Пандоры стала их праматерью.
На картинах Прерафаэлитов можно найти множество "ликов Пандоры", наполненных изяществом, любопытством или раскаянием, но к ближе всех к первоисточнику был, на мой взгляд, Данте Габриэль Россетти.