Не так давно я занимался кинопоиском: пересматривал трейлеры фильмов и по принципу википедии переходил с одной картины на другую.
И тут мне в глаза бросилась интересная особенность. Костюмированные киноленты, снятые в период с девяностых по середину нулевых, имеют общую эстетику.
Никогда об этом не задумывался. Фильмы создают новый миф, утверждающий в ярких красках высокочеловечное, что ли. В этой эстетике есть свои котурны, подчеркнута значимость каждого действия, они утверждают, говорят о важном: о ценности дружбы и любви, весомости каждого братского объятия и поцелуя.
Оттого так часто в этих лентах возникает тема войны, большой катастрофы. Она сакральна, так как оттеняет проявления духа и силу переживаний. Разлука, ожидание, надежда на возвращение и радость встречи – всё это откликается внутри и кричит: "Да-да-да, это про меня!"
Интересно также и то, что крайней временной границей для этих лент является Вторая мировая война, как бы закрывая эпический период истории человечества.
В этом очень много человеческого, хотя и чересчур сказочного. Жизнь показывает себя жестче и многогранней, сложнее, чем эти фильмы с Николь Кидман, Джулией Ормонд, Жюльетт Бинош, Кевином Костнером, Дэниелом Дей-Льюисом, Брэдом Питтом, Томом Крузом, братьями Файнс и Леонардо Ди Каприо.
На ум приходит сравнение с «Властелином колец», также вписывающемся в формате кино в эти временные рамки. Оттого я не вмешиваюсь в споры о моральном праве, о поступках героев Толкина. Их нельзя оценивать из 2019 года. Как и тащить сценарии вышеуказанных фильмов в жизнь.
Но все они обладают тем очарованием, на которое так падок этот зверёк где-то внутри, раз за разом открывающий потаенные оазисы дружбы Сент-Экса и дышащий в унисон тембристым песням Высоцкого.