Что такое “испанский стыд”? Забавное такое выражение. Может, испанцы особенно стыдливы, это чувство у них необычайно острое?
Светлана недавно прочла книгу, где герой, утонченный аристократ, испытывал “испанский стыд”, глядя на развязное поведение своего чересчур прямолинейного товарища посреди какого-то светского раута.
“Ну и ну, чего только писатели не напишут! Как можно стыдиться за кого-то, это же блажь чистой воды! С простыми людьми такого никогда не будет!” - сделала вывод Света и захлопнула книжку, настроение читать чужие придумки пропало. Сочиняйте, господа, но должна же быть какая-то польза даже от фантазий! Узнать что-то новое там, примерить на себя чужие эмоции. “Испанский стыд” примерить не получалось.
В конце рабочего дня девушка заглянула в аккаунт салона красоты, где трудилась администратором. Частью ее работы было отслеживать новые записи. Тишь да гладь. Завтра выходной, муж будет на работе долго, а так хотелось выйти куда-нибудь, заглянуть в кафе, пройтись по красиво причесанным улочкам центра города. Там сейчас красиво, золотая осень!
Перед выходом с работы Света проверила и свою страничку в известной соцсети, вдруг кто из подруг завтра свободен, вот бы с ними встретиться, поболтать. Нашла свежую запись - Привет, Света, помнишь меня, мы вместе учились в колледже?
Девушка щелкнула по мелкой аватарке, попала на страницу к смутно знакомой барышне. Действительно, барышня. На фото красовалась Тамара, ее одногруппница. Никогда близко не общались, но Свете стало интересно, как девушка из ее студенческого круга живет сейчас.
Оказалось - неплохо. Всего то четыре года как из колледжа вышли, а Тома уже до заместителя отдела продаж доросла. Какая молодец! Не то что Света со своим салоном. Красиво. конечно, у нее на работе все, это заставляет быть в форме, и скидки на процедуры хорошие, и дамы холеные в клиентуре мелькают, но в продажах работать, да еще и руководить, это круто!
Приятельницы студенческих времен принялись обмениваться сообщениями. Все факторы совпали, и девушки договорились встретиться в кафе недалеко от центра и вспомнить старые добрые времена.
Тома выглядела еще круче, чем на фотографиях. Явно немало денег в свою внешность вложила. Уж такое Света научилась видеть.
Бывшие студентки разговорились. С каждой фразой Светлана все острее ощущала свое несовершенство рядом с Тамарой. Чудо, а не девушка - и амбициозная, и организованная, и планировать все умеет. Живет одна, ни от кого не зависит, прямо образец деловой женщины.
Собственные Светины достижения поблекли до полной ничтожности. Ну и что, что квартира есть, так им с мужем еще очень долго ипотеку гасить, карьеры никакой и не было. Света только поменяла место работы, выиграв в зарплате и статусе, ведь работать в “пролетарской” парикмахерской или в крупном модном салоне - это две большие разницы. хотя должность одинаково называется.
Принять заказ у девушек не спешили, когда подошла их официантка, на лице Тамары уже можно было прочесть недовольство. Сложилось впечатление, что для заместителя начальника отдела пренебрежение с долей высокомерия на лице - типичное выражение.
Усталая девушка-официантка искренне улыбнулась клиенткам, вежливо извинилась за долгое ожидание. Сегодня все столики заняты, много работы, - объяснила она. Света вспомнила недолгую свою работу в летом в кафе, ей тоже приходилось побегать с заказами. В памяти всплыли детали: нетрезвые и вредные посетители кафе, отношение как к никчемной прислуге, взгляд на официанток свысока, гудящие ноги, необходимость улыбаться и излучать хорошее настроение, даже если его нет.
Тем временем Тамара с выражением капризной барыни делала заказ. Расспрашивала официантку о составе блюд, о том, сколько времени уходит на приготовление, свежие ли продукты. Как представитель кафе, девушка старалась изо всех сил, придирчивая клиентка, что уж поделать.
Света определилась с заказом довольно быстро, кафе известное, сомнительно, чтобы клиентов травили несвежим или готовили спустя рукава. Надежды девушки оправдались, все было вкусно и ждали не так уж долго.
Впрочем, вечер быстро терял всю приятность. Из-за Томы. Юная начальница выражала недовольство буквально всем: и долго готовили, и с солью и специями не угадали, и каждое блюдо по-своему неудачное. Причем все требовалось проговорить несчастной официантке нравоучительным тоном, отчего спина девочки заметно ссутуливалась. Энергетический вампир в действии, сделала вывод Света.
Пришло время расплачиваться. Тамара вложила деньги строго по счетчику и с видом оскорбленной королевы отправилась на выход. Чтобы хоть немного сгладить впечатление от своей приятельницы, Света раскошелилась на немаленькие чаевые, ей было стыдно. За то, что оказалась с Томой рядом, за то, что была одного с ней возраста и социальной группы. Света же не такая! Девушка почувствовала себя запачканной.
Вышла из кафе, скомканно попрощалась с Тамарой, пошагала к остановке. По пути неожиданно вспомнила “испанский стыд” из книжки. Зря она на писателя сердилась, он существует, стыд этот. Вот же он, до сих пор не отпускает!
На новые приглашения своей успешной одногруппницы Света отвечала вежливым отказом, каждый раз у нее были очень важные дела.