Устройство китайского сада — весьма непростое искусство воспроизведения естественного порядка природы в ландшафте, творимом руками человека. С самого его зарождения устроители парков в Китае в своих мотивах и идеях руководствовались традиционными ценностями общества, философией, которая провозглашала взаимодействие отрицательного и положительного, объединение природы и духовности. Свои принципы и философию в ландшафтный дизайн привнес и буддизм.
Китайские сады очень естественны, медитативны и бесконечно прекрасны.
Садовое искусство Китая, прежде всего, опирается на духовность, но это не обязует современных дизайнеров изучать философию, достаточно лишь соблюдать общие принципы при проектировании. Концепция ландшафтного дизайна соотносится с пространством и завлекает посетителей более в познание смысла представленных растительных композиций в сочетании с малыми архитектурными формами, нежели в простое их зрительное восприятие.
Как оформить сад в китайском стиле?
Чтобы оформить сад в китайском стиле по всем правилам, требуется знать большое количество нюансов, назовем лишь основные:
- выполненные по всем правилам китайские сады стремятся к балансу с природой и минимализму, в них не может быть ничего лишнего;
- все элементы в саду необходимо расположить в определенной последовательности, чтобы среди всех извилистых тропок и строений люди чувствовали себя уединенными и могли осмыслить свою жизнь;
- сложность создания китайских садов и парков в том, чтобы получить именно гармоничный и красивый сад, создающий впечатление, что он создан самой природой, а не цветастый хаос, поэтому правильный подбор растений критически важен;
- в саду необходимо установить малые архитектурные формы подходящей стилистики и размера, чтобы окончательно завершить ландшафтный дизайн в китайском стиле.
Особенности размещения скульптуры и МАФ в садах и парках китайского ландшафтного стиля.
- ключевые акценты на глубину сада (там располагается самая крупная скульптура);
- по секторам размещаются скульптуры значимых по фен-шуй животных (например, черепаха как символ, приносящий богатство);
- чаши для мытья рук располагают на открытых участках, а также вдоль дороги или около кромки пруда;
- барельефы размещаются в виде стены для ограждения ландшафтных зон друг от друга;
- цветовая гамма скульптур, мостиков, каменных фонарей, каменных садовых столиков в городских парках Китая обычно достаточно сдержанная и естественная: натуральный цвет гранита, бетона или бронзы. Однако, иное цветовое решение МАФ имеет значение и широко применяется в традиционных садах, особенно императорских: красный, белый, золотой или бирюзовый цвета обладают своим символизмом и, например, росписи парковых галерей, ворот или пагод поражают богатством цвета и затейливостью рисунка. Современные абстрактные садово-парковые скульптуры и другие парковые МАФы не чуждаются ярких цветов и смелых форм, часто выполняются из стеклопластика, в этом смысле китайские города опередили нас;
- культура выращивания бонсай— особая тема, достойная отдельного описания.
Барельефы.
К обустройству сада в Китае относятся как к истинному искусству: ландшафтные архитекторы пытаются достичь гармонии и правильных пропорций, которые, собственно, и лежат в основе жизни. Создавая барельефы и настенные панно, художники пишут целую историю: характерные изображения (природа, архитектура, монахи, драконы и другие животные, воины, зарисовки из жизни) сразу создают определенную атмосферу и погружают в дух Китая.
Камни и каменные фонари в китайском ландшафте.
Для организации китайского сада и парка практически всегда применяются камни. В соответствии с философией Фэн-шуй их роль очень важна, поскольку они наделены особым философским смыслом - оказывать благотворное и облагораживающее влияние: твердость и присутствие «чистого камня» укрепляет дух. В данном учении камни являются живыми созданиями. Недаром знаменитый живописец сунского времени Ми Фу в буквальном смысле совершал поклонения камням, а его не менее прославленный коллега Хуан Гунван чтил некий камень, как своего учителя.
В особенности ценились в камнях три свойства: «проницаемость», позволяющая ощутить их толщу; «худоба», оставляющая впечатление легкости, изящества; «открытость», т е. красота пустот и отверстий в камне. Пустоты и необычные формы - это демонстрация того, что вода и время способны сделать с «неподвластным» им камнем. Пустоты повышают ценность - ведь интересен не камень сам по себе, а «пойманное» внутри него пространство.
Необыкновенные формы камней считаются указанием на жизненную силу космоса, углубления и отверстия в плотном теле символизируют встречу небес с земной твердью. Форма таких камней являет образ спонтанной игры природных сил, отчего их называют божественными. По представлениям китайцев, камень являет собой мужское начало Ян, а вода - женское начало Инь. Дополняя друг друга, они составляют единое целое.
Распространенной практикой было также разведение в воде пруда красных и чёрных рыбок, своим цветом символизировавших полярность начал инь и ян. Правильно расположить камни означает ввести пространство сада в космический круговорот энергии. Философы почитают этот природный материал, считая его источником существования Земли.
Особое настроение и требуемый колорит создают каменные фонари, с резьбой по камню или с иероглифами. Фонари из камня используется так же, как и в японских садах, что, однако, не означает полной идентичности философского и ландшафтного подходов, китайские сады всё-таки отличаются от японских.
Беседки в китайских садах.
Китайские беседки с характерными приподнятыми углами крыш, как и у пагод— место уединения и любования природой, они часто располагаются вблизи водоемов или на возвышенности для созерцания великолепного открывающегося вида.
Лунное окно.
Весьма интересным приемом, с помощью которого часто узнается китайский стиль, является постройка «лунных окон», устанавливаемых таким образом, чтобы посетителю сквозь них открывался вид на красивую композицию или пейзаж. Основная философия лунных окон – наблюдение образа нового мира, новой жизни и новых возможностей.
Декоративные окна.
Декоративные окна, украшающие стены построек в китайских садах, крайне разнообразны по рисунку и форме, фокусируют взгляд на приоткрывающемся пейзаже. В Южном Китае устроители садов особое внимание придавали тому, чтобы декор окон гармонировал с высаженными в саду растениями.
Садово-парковые скульптуры животных в Китае.
Скульптуры животных также наделены особым смыслом и философией. Наиболее почитаемым является дракон как покровитель гор и рек и Владыка Востока. Древние китайцы полагали, что именно дракон управляет небесными стихиями, именно поэтому он наиболее часто изображен на панно и барельефах.
Черепаха, как символ долголетия, соединяет землю и небо. В соответствии с ранними учениями её панцирь являлся небом, а брюхо – землей.
Особое почтение китайцы оказывают журавлям или аистам, поэтому практически во всех садах они красуются на специально отведенных пьедесталах.
Функцию охраны входа выполняла собака Фу (китайский лев), являющийся символом могущества и успеха, царской власти и силы, символ защиты от злых сил и несчастий.
При парной композиции с одной стороны обычно скульптура льва, с другой- львица. Обычно лев держит лапой шар — символ буддийского знания и успеха в делах, а львица- львёнка, как символ защиты дома и семьи.
Вода как символ жизненной силы и энергии.
Как циркулирующая в Земле энергия, вода приносит в китайский сад жизненную силу и наполняет ею своих посетителей. В водоемах особо ценится естественная растительность, вода практически во всех водоемах зеленого цвета, а ее гладь покрыта кувшинками с цветками лотоса.
Особенное качество воды - её зеркальность - стало также символическим элементом в философии Фэн-шуй. Отражая предметы, зеркальная гладь водоема не искажает их реальность. Другими словами, китайцы считали, что вода отражает истинную душу человека и его сознание.
В зависимости от типа источника вода в нем может бить ключом или медленно капать с камней в расположенный внизу водоем как из настоящей расселины в скале после дождя. Небольшой пруд часто декорируют камни или фонтанные скульптуры.
* Интересующимся историей и философией развития китайских садов очень рекомендуем ознакомиться с книгой Фан Сяофэна «Лучшие китайские сады. История. Дизайн. Философия.», 2010г.
(с) LAGO VERDE интернет- магазин современных МАФ. При копировании материала активная ссылка на сайт https://lago-verde.ru/ обязательна.