Найти тему

Кровавое Воскресенье

Оглавление
Отец Георгий Гапон и градоначальник Фулон среди рабочих
Отец Георгий Гапон и градоначальник Фулон среди рабочих

Сложно найти в русской истории событие более трагическое, чем 9 января. И не только потому, что на улицах Петербурга погибло значительное количество людей, но и потому что начиная с этого дня отношение простых людей к своему Государю кардинально изменилось.
Отныне к его имени будут прибавлять определение «Кровавый», а различные «сатирические» журналы на разные лады будут склонять его и членов Августейшей семьи. Так что же случилось в этот знаковый для русской истории день?

Но сначала обратимся к личности вдохновителя январской манифестации.

Георгий Гапон

Он вырос в зажиточной крестьянской семье, религиозными взглядами обязан матери. В последнем классе Полтавского духовного училища будущий пастырь знакомится с произведениями Толстого и начинает тяготиться учением православной церкви.

Проявляет он интерес и к нелегальной литературе, из которой узнает, что «в России есть люди независимого ума, которые все свои способности, все благосостояние даже жизнь отдают на служение народу».

По окончании училища новоиспеченный батюшка два года служит священником кладбищенской церкви, женится и еще через два года овдовев, поступает в Петербургскую духовную академию. Но учеба в академии уже ничего не может изменить, батюшка Георгий все дальше отдаляется от церковных догматов, являясь по сути уже мирским человеком.

Такие взгляды отца Гапона не были однако оригинальными. Начало 20-го века ознаменовалось массовым отпадением самых разных сословий от церкви. В среде русской интеллигенции бытовало мнение, что человек без рясы может принести народу больше пользы. Но простые люди, в основном рабочие и особенно крестьяне все еще прислушивались к пастырскому слову.

Начало пути

Не будет преувеличением сказать, что если бы не было такого персонажа в истории русского рабочего движения, как отец Гапон, то политическим партиям его следовало бы выдумать.

Многим современным почитателям Ленина-Сталина может показаться странным, но всего каких-то 150-200 лет тому назад русские рабочие искоса поглядывали на представителей некоторых известных впоследствии бунтарей социалистического толка. «Сознательное» же крестьянство и подавно почитало их бездельниками, зря поедающими хлеб.

Иное дело православный батюшка, к которому стекались бедные и обездоленные рабочие, кто за утешением, кто в поисках истины.

Говоря простым языком «поборникам народного счастья» требовался человек, обладающий авторитетом среди народа, но проповедующим не столько учение Иисуса Христа, сколько «прогрессивные» идеи известных западных социалистов. Таким человеком и становится Георгий Гапон.

Последние приготовления

Не берусь пересказывать события кровавого дня 9 января 1905 года, они слишком хорошо известны. Остановлюсь на некоторых фактах изложенных Гапоном на страницах «Истории моей жизни».

Интересна библиография этой книги. Мне удалось найти только два советских издания, вышедших последовательно в 1925 и 1926 годах в издательстве «Прибой». Следующее издание увидело свет только в 1990 году, причем текст был взят из тщательно отредактированного издания 1925 года, а комментарии продиктованы надвигающейся перестройкой.

Итак, причиной недовольства рабочих принято считать их неудовлетворительное экономическое положение, на этом советская историческая наука делала основной акцент.

Формальным поводом к выступлению послужило “несправедливое» увольнение четырех рабочих Путиловского завода. Советский редактор образца 1925 на этом факте не останавливается.

В примечаниях же 1990 года читаем: «... из четырех уволенных рабочих уволен только один за неумелую работу, да и тот окончательно уволен был уже после перевода его на испытание к другому мастеру, показавшее малую его способность, по сравнению с другими мастеровыми; из остальных же трех рабочих, одному в декабре даже не было объявлено об увольнении, второму хоть и был объявлен расчет за прогулы, но, после его письменного обещания не делать больше прогулов, расчет отменен, а третий, явившись за больничной запиской после невыхода на работу, сам прекратил посещение завода — чем и подвергает себя увольнению.» Так оправдывается директор Путиловского завода Смирнов.

Как видим рабочий класс в условиях ведения страной военных действий (русско-японская война), был не так уж сильно угнетен, а работодатели даже пытались вести воспитательную работу с нерадивыми пролетариями, в момент выполнения заводом крупных военных заказов.

Тем не менее «профсоюз» отца Гапона в лице «Собрания русских фабрично-заводских рабочих» впрягается в борьбу по данному ничтожному поводу и через градоначальника требует от правительства (!) восстановления уволенных (?) на работе.

Вот только последний пункт этой резолюции:

«если эти законные требования рабочих не будут удовлетворены, союз слагает с себя всякую ответственность в случае нарушения спокойствия в столице». Похоже на ультиматум, не правда ли?

Накануне

8 января происходят встреча отца Гапона с представителями социал-демократических партий:

«В заключение я спросил, есть ли у них оружие, на что социал-демократы ответили мне, что у них нет, а социалисты-революционеры, - что у них есть несколько револьверов, из которых, как я понял, они приготовились стрелять в войска, если те будут стрелять в народ».

Выступление

Все помнят как описывалось утро 9 января в школьных учебниках — простые люди с иконами и хоругвями двигались в сторону Зимнего дворца.

Вот что пишет об этом Гапон:

«...я подумал, что хорошо было бы придать всей демонстрации религиозный характер, и немедленно послал нескольких рабочих в ближайшую церковь за хоругвями и образами, но там отказались дать нам их. Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их.»

В комментариях 1990 года его поправляют, что иконы и хоругви были взяты по предложению самих рабочих.

Итак 9 января 1905 года в столице Российской Империи Санкт-Петербурге с разных сторон города предварительно ограбив некоторые близлежащие храмы к Зимнему дворцу двинулась многотысячная демонстрация рабочих. Некоторые демонстранты не из числа рабочих были вооружены револьверами.

Сегодня после событий в Киеве в феврале 2014 года нам хорошо известна эта технология цветных революций в «отдельно взятой» стране. Доказано и применение снайперов для разжигания ненависти по разные стороны баррикад.

Не сохранилось исторических документов, которые однозначно дали бы ответ — кто же открыл огонь первым. Известно только, что демонстрации были расстреляны, по разным сведениям погибло несколько тысяч человек. Остаются без ответа следующие вопросы:

  • Отчего Григорий Гапон, будучи очевидцем событий, не приводит своих личных воспоминаний, а пользуется позднейшим правительственным отчетом? Сделал ли он это сам, или ему «помог» советский редактор в 1925 году?
  • Почему всего через год бывший предводитель и пастырь рабочих Петербурга был повешен по приговору партии социалистов-революционеров? Что он знал? Какую правду они пытались скрыть?

Скорее всего мы никогда не узнаем ответов на эти вопросы и нам остается только строить предположения. Но если исследовать вопрос кому все это было выгодно, то вот что происходило после разгона манифестации:

«...ораторы-революционеры, до того дня нежеланный элемент среди рабочих, находили массу слушателей. «Не стоит идти к Зимнему дворцу, - говорили они, - вы видите, что царь не хочет принять вашей петиции. Мы ничего не добьемся от него с пустыми руками. Мы должны быть вооружены». В ответ на это с разных концов толпа кричала: «Дайте нам оружие!»».

Как известно через некоторое время после этих событий в Финском заливе сел на мель пароход, в трюмах которого находились винтовки для рабочих Петербурга. За отправкой транспорта с оружием стояло японское правительство, из-за спины которого «выглядывали уши» британской дипломатии. Таким образом внутренний враг финансировался врагами внешними.

Можно еще привести в пример реакцию представителей русской социал-демократии, находящихся в «изгнании» в Швейцарии. Эти люди радовались произошедшему в столице кровопролитию, скоро эти вурдалаки получат портфели в первом советском правительстве.

Вывод:

Манифестация 9 января 1905 года была тщательно спланированной провокацией. В результате в сознании людей произошла подмена понятий. Вместо православного царя-батюшки, который отныне стал называться «Кровавым», вдохновителями народных чаяний становятся представители социалистических партий с их утопическими и чуждыми России идеями.