Найти тему
Armenia Today

Подводим итоги саммита ЕАЭС

Расширение круга стратегических и внешнеэкономических партнеров

Саммит ЕАЭС – всегда ключевое событие для всех стран-участниц, дающее возможность подвести итоги работы по основным направлениям сотрудничества и проанализировать новые стратегические вызовы и возможности. Однако нынешний саммит Высшего Евразийского экономического совета, прошедший 1 октября в столице Армении, изначально назвали историческим. Прежде всего из-за состава его участников. В отличие от предыдущих заседаний, на этот раз, помимо глав стран-участниц ЕАЭС – Армении, Беларуси, Казахстана, России и Кыргызстана, в Ереван приехали также премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, президент Ирана Хасан Роухани и президент Молдовы (страны, имеющей статус наблюдателя в ЕАЭС) Игорь Додон. В связи с визитом высоких гостей были заметно усилены меры безопасности, а улицы в центре Еревана начали перекрывать уже 29 сентября, за два дня до начала саммита.

Расширенный состав участников не был случаен. У каждого из лидеров трех государств, не являющихся членом Евразийского экономического союза, был свой мотив и свои цели для присутствия на саммите ЕАЭС. Темы, которые обсуждались в таком широком формате, а главное – соглашения, подписанные на полях ереванского саммита, также сделали мероприятие беспрецедентным по своей сути. Речь прежде всего о подписании Соглашения о зоне свободной  торговли между ЕАЭС и Сингапуром, которое затрагивает не только вопросы льготной торговли товарами, но и торговлю услугами и инвестициями.

Подобный охват, по сути, является новшеством в торгово-экономических взаимоотношениях ЕАЭС с третьими странами, поскольку подписанный пару лет назад договор о создании аналогичной зоны свободной торговли с Вьетнамом нацелен только на упрощение процедур и снижение пошлин по товарным группам. Теперь же, судя по словам председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна, впредь такой подход будет общепринятым.

Дело в том, что ЕАЭС, являясь чисто экономическим объединением, не затрагивал ранее вопросы инвестиций и услуг, оставляя их в компетенции национальных правительств. Но, по словам главы ЕЭК, для создания комфортных условий для партнеров из третьих стран (в данном случае Сингапур) эти вопросы должны соответствовать общему подходу и общим стандартам, чтобы тот же Сингапур чувствовал себя комфортно на всем евразийском экономическом пространстве. Поэтому и было решено разработать новый подход, позволяющий заметно расширить полномочия ЕАЭС.

Новый опыт планируется распространить и на другие страны. В частности, по словам г-на Саркисяна, в ходе проходящих ныне переговоров с Израилем о создании зоны свободной торговли израильские коллеги также предлагают сформировать комплексный документ, включающий как вопросы о тарифах на товары, так и об услугах и инвестициях.

Предоставление бизнес-структурам из стран ЕАЭС новых возможностей для участия в реализации долгосрочных стратегических проектов. Сингапур, Иран, Молдова… Кто станет следующим партнером?

Каким будет ожидаемый эффект от реализации нового соглашения о ЗСТ с Сингапуром в цифровом выражении, пока не уточняется. Хотя, при подписании аналогичного документа с Вьетнамом, предполагающего обнуление пошлин на 90% товаров, изначально было заявлено о том, что в течение трех лет с момента задействования ЗСТ товарооборот союзных государств и Вьетнама планируется увеличить более чем в два раза. Ждать таких же серьезных показателей в плане роста товарооборота между Сингапуром и странами ЕАЭС пока не приходится – хотя бы потому, что в сравнении с третьими странами тот же Сингапур занимает мизерные проценты в структуре международного товарооборота ЕАЭС.

Впрочем, вопрос здесь не столько в увеличении торговых показателей, сколько в расширении масштабов для бизнеса ЕАЭС. Ведь Сингапур сегодня – это своего рода окно в регион стран АСЕАН, не говоря уже о том, что страна уже на протяжении многих лет уверенно располагается в двадцатке лидеров в мировой торговле. Такой расклад, по оценкам экспертов, создает для бизнеса стран ЕАЭС возможности участвовать в реализации долгосрочных стратегических проектов, выходить за пределы национальных границ, работая с другими участниками рынка для реализации региональных и глобальных проектов.

Создать зону свободной торговли планируется и с Ираном. Присутствие президента страны Хасана Роухани на евразийском саммите во многом было обусловлено как раз обсуждением этого вопроса. Через несколько месяцев вступит в силу временное соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном. Пока речь идет лишь о тех товарных группах, где у сторон есть существенные взаимные интересы и где не мешают американские санкции против Ирана. В течение ближайших трех лет, на которые намечен срок действия временного соглашения, сторонам предстоит проанализировать результаты торгово-экономического сотрудничества и только после этого решить – двигаться или нет к полноценной ЗСТ.

На дальнейшее углубление сотрудничества с ЕАЭС надеется и Молдова. По крайней мере, президент страны Игорь Додон, говоря на заседании Высшего евразийского экономического совета о получении Молдовой статуса наблюдателя в ЕАЭС в мае 2018 года, отметил, что это благоприятно сказалось на экспорте молдавских товаров на рынок России, Беларуси и других стран Союза. Коснулся он и политической ситуации в Молдове после смены власти, заявив, что у страны появились широкие возможности для развития экономики, повышения уровня жизни населения, а также для проведения сбалансированной внешней политики между Востоком и Западом, «без вовлечения в чуждые нам геополитические игры».

Создание цифрового пространства как в техническом, так и правовом смысле. Акцент – на расширение евразийской интеграции

Внимание к заседанию Высшего Евразийского совета в Ереване было приковано еще по одной причине - ЕАЭС вскоре исполняется пять лет. В этом смысле к нынешнему саммиту Союз выходит, уже имея за плечами определенный опыт, накопленный за годы функционирования в сложной для мировой экономики ситуации. За этот период была проделана огромная работа, создана широкая договорная база, приняты важнейшие решения по многим направлениям евразийской интеграции.

Акцент и далее будет сделан на развитие евразийской интеграции, но уже с охватом новых взаимодополняющих направлений. Речь прежде всего о создании цифрового пространства как в техническом, так и правовом смысле. Поскольку, несмотря на то, что для цифровой трансформации экономики ЕАЭС сделано уже немало (создание экосистем для таких секторов, как торговля, промышленная кооперация, развитие транспортных коридоров, занятость, обеспечение прослеживаемости движения товаров и т.д.), настало время, чтобы упорядочить это направление и дополнить соответствующими нормами Договор о Союзе.

Много говорилось на заседании и об усилении логистических возможностей ЕАЭС, особенно с учетом того, что Союз фактически находится на перекрестке глобальных рынков и является важным транспортным узлом, соединяющим Восток и Запад. Этим, по мнению участников саммита, следует правильно воспользоваться, поскольку наблюдается устойчивый рост транзитных операций по направлению Китай-Европа-Китай. Уже произведен запуск трансконтинентального железнодорожного маршрута Вьетнам-Китай-Казахстан-Европа, который решает логистические вопросы по продвижению евразийских товаров на рынок стран АСЕАН. Разрабатываемая же в Союзе транзитная система позволит создать условия для беспрепятственного движения транзита по его территории и ускорения таможенных процедур. Однако, как было отмечено на ереванском саммите, ЕЭК и правительствам стран Союза следует быть более оперативными и ускорить разработку единой транспортной системы ЕАЭС.

Еще одно направление, которое обсуждалось лидерами стран Евразийского экономического союза, - продолжение наращивания общих пространств внутри ЕАЭС. В частности была утверждена концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, которая, как уверили участники саммита, заложит основу для обеспечения свободного движения капитала и услуг.