«Советский строй оказался не только лучшей формой организации, говорит Сталин, да, в течении всех 5000 лет нашей исторической эры мир ещё не знал такой организации, ни Египет, ни Древний Рим, ни Византия, ни средние века, ни эпоха инквизиции - никто не знал организации, которую подарил Сталин народам Советского Союза, предатели и провокаторы, палачи и шпионы, пытки и убийства, застенки, концентрационные лагеря, сексоты на улицах и на службе, сексоты в собственной семье, плеть и приклад, пуля и яд, деньги, пахнущие кровью, и кровь, пахнущая деньгами, вот лучшая форма сталинского строя!!» - это было сказано 12 ноября 1943 года в передаче «Радио Берлин» на русском языке бывшим советским генералом Власовым, который подрабатывал в ведомстве лучшего пропагандиста той эпохи доктора философии Геббельса.
Тезисы, с которыми до сих пор сталкиваемся, имеют достаточно давнюю историю, картина в целом была достаточно страшной. Как, собственно, и следует ожидать этого в стране, за четверть века до этого пережившей громадную революцию, вспомним, что во Франции эпоха революции началась в 1789 году, а закончилась только в 1871 году. И за всё это время там довольно регулярно случались потрясения, каждое из которых по воздействию на жизнь было сопоставимо с нашей Октябрьской революцией, опыт любой революции показывает, что значительную часть её деятелей приходится убирать с политической арены буквально через считанные годы, потому что это люди, которые так хорошо научились ломать, что не умеют строить. Во Франции период кровавого террора занял примерно год, и завершился истреблением тех, кто им руководил, у нас период кровавого террора был во время Гражданской войны, но был и рецидив этого террора, он начался с февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), Пленум этот проходил очень интересно: его стенограммы читаются буквально как детектив, Политбюро во главе со Сталиным предложило на утверждение Пленума достаточно обширную и развёрнутую программу политических реформ в стране, нацеленную на забвение всего, что было в Гражданскую войну и всех последующих всплесков классовой борьбы, включая и коллективизацию, и объединение всего народа ради решения насущнейших экономических задач и задач общегосударственного строительства. Большинство выступавших на Пленуме были в основном руководители республиканских и областных звеньев партии, вообще никак не отзывались об этой программе, зато очень охотно говорили о том, что конкретно в их регионе классовая борьба ещё не закончена, наоборот, обнаружены новые её вспышки и обострения, накануне последнего дня Пленума первый секретарь Западно-Сибирского краевого комитета Эйхе вообще обратился к Политбюро с письмом, в котом было сказано, что в его крае доблестные «чекисты» разоблачили большой заговор среди сосланных туда кулаков, и ему срочно нужны чрезвычайные полномочия для подавления этого «заговора».
Если бы Политбюро проигнорировало это письмо, он обратился бы непосредственно к Пленуму, а расклад сил на Пленуме был уже ясен. По этой же причине Политбюро согласилось на создание чрезвычайных органов на местах с оговоркой, что эти органы должны представлять в центр свои соображения по размаху заговора и центр вправе сократить их запросы, те самые знаменитые "расстрельные списки", которое подписывало всё Политбюро, эти "списки" шли снизу, с мест, и всё, что наверху могли сделать, это кого-то из списков вычеркнуть. Например, маршала Егорова Сталин вычеркивал из списка дважды. Вот так и начался знаменитый "большой террор", начался он прежде всего потому, что бОльшая часть партийных руководителей среднего звена были ветеранами Гражданской войны, умеющие ломать и не умеющие строить. Но уже к концу 1938 года тот же Сталин с помощью Берии, одного из немногих республиканских секретарей, не поддавшегося всеобщей истерии, сумел перевести большой террор в большую «чистку», истребление рядовых граждан практически прекратилось, зато были истреблены почти все инициаторы большого террора. Тот же Эйхе, например, попал в заключение одним из первых среди областных партийных секретарей, размах репрессий в Западной Сибири, которыми руководил Эйхе, действительно приближался к размаху репрессий в Москве и Московской области, которыми руководил Хрущёв. Сталин ему ответил: «Уймись, дурак!» и вскоре после этого Хрущёв организовал себе перевод из Москвы в Киев, и таким избежал наказания за то, что натворил в Москве. Сейчас идут очень бурные споры по поводу того, что Сталин был эффективным менеджером, но к сожалению не все понимают, что вкладывается в эту фразу. Большая часть народа считает, что Сталин будто бы эффективно использовал репрессии для продвижения неких общегосударственных целей, я бы очень хотел работать под руководством такого менеджера, потому что он брал не репрессиями, он брал проникновением в суть дела и обширными консультациями со всеми специалистами, так или иначе связанными с решаемыми вопросами. Эффективность руководства Сталина не имеет ни малейшего отношения к репрессиям, репрессии были делом рук тех, кто не хотел пользоваться эффективными методами управления, кто вообще не знал, что значит управлять эффективно и кого именно в конечном счёте Сталин истребил. Честно вам скажу - познакомившись со списками тех, чьё истребление Сталин утверждал поименно, я с большей частью его решений вынужден согласиться. Сегодня мы можем воспользоваться методами Сталина, поскольку это методы очень хорошего менеджера.
© Ю.Н.Жуков, Н.Н. Платошкин