В ОБРАЩЕНИИ К ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРУ ТАТЬЯНЕ ГОЛИКОВОЙ ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ВАСИЛИЙ ВЛАСОВ ПРЕДЛОЖИЛ ПРОДЛИТЬ ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ДО 1 ОКТЯБРЯ. ПО ЕГО СЛОВАМ, ЭТО НОВОВВЕДЕНИЕ ПОМОЖЕТ ПОДРОСТКАМ ПОЛУЧАТЬ ОПЫТ РАБОТЫ И ПЛОДОТВОРНЕЕ ОТДЫХАТЬ. ЧТО ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ НОВОСИБИРСКИЕ ЭКСПЕРТЫ?
ИДЕЯ РАДИ ИДЕИ?
Своё предложение – продлить летние каникулы – депутат мотивировал тем, что школьникам необходимо работать летом. Так, по его словам, они будут получать опыт работы для будущей профессии. К тому же, если продлить отдых до октября, сограждане с детьми смогут больше выезжать на южные курорты страны. Некоторые родители школьников из НСО поддерживают идею парламентария.
«Я думаю, это хорошее предложение, – говорит мама третьеклассника из Новосибирска Евгения Седова. – Лето в России, а особенно у нас в Сибири короткое: июнь и начало июля часто дождливые, зато в сентябре бывает много солнечных деньков. А каково при этом ребёнку? Летом дождь, а потом начинается хорошая погода, но уже пора в школу».
Тем временем в Новосибирской области уже составили график каникул на весь учебный год, и на этот раз он остался без изменений. Однако большинство пап и мам обеспокоились возможностью нововведений в системе образования.
«Наши дети и так сейчас загружены учёбой до отказа, – возмущается многодетная мать из мегаполиса Светлана Астахова. – В школе с первых дней сентября по 5–6 уроков, и это в пятом классе! Потом целыми вечерами дома над уроками всей семьёй сидим. Если им сейчас сократят программу на месяц, то и нагрузку увеличат – не понимаю, как тогда дети всё будут успевать? Зачем нужна эта идея ради идеи? Трёх месяцев лета вполне достаточно для каникул».
ПЕДАГОГИ ПРОТИВ?
Не поддержали идею депутата и многие преподаватели Новосибирской области.
«Существуют вековые традиции, – говорит директор новосибирской гимназии № 10 Сергей Бирюков. – Например, исторически сложилось, что учебный год начинается 1-го сентября, и не нужно это ломать. Учебный год включает в себя 36–37 недель. Получается, чтобы продлить каникулы до октября и не отставать по программе, ребятам придётся учиться до июля или у школьников добавится ещё один учебный год – 12-й класс».
При этом эксперты единогласны во мнении, что никакие дополнительные месяцы каникул не помогут детям в трудо-устройстве.
«Как можно рассуждать о том, что кто-то возьмёт подростков на работу летом и они получат какой-то опыт в 14 лет, если сейчас даже не все взрослые люди с высшим образованием могут трудоустроиться? – удивляется директор одной из школ Новосибирской области Людмила Тучина. – В первую очередь задача школы – развивать интеллектуальный потенциал подрастающего поколения. В данном случае желание «создать новое» – это уничтожение классических форм и устоев в системе образования. Кроме того, когда не созданы условия для реализации закона, а он начинает действовать – появляется разруха».
Другие преподаватели всё же находят плюсы перемен в сфере образования.
«Сейчас, как правило, из-за экзаменов старшеклассники учатся до середины июня, среднее звено – до 10-го, из-за чего теряют часть каникул, – рассуждает доцент кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе НГПУ Наталья Муратова. – В наших широтах в сентябре ещё относительно тепло, созревают местные овощи и фрукты, поэтому вполне логично дать школьникам и студентам насладиться если не бархатным сезоном, то хотя бы бабьим летом. Кстати, начало учебного года с 1 октября практикуется во многих странах Европы, например, в Италии».
По мнению экспертов, учебный год с октября допустимо вводить в вузах, а для учреждений среднего образования это не пойдёт на пользу.
«Для студентов продлить каникулы можно, всё равно, как правило, у них сессии до первой декады июля, – говорит преподаватель Алла Стома. – Школьники же должны выходить на занятия традиционно с 1 сентября. Как показывает практика, они дольше студентов входят в учебный процесс».
Пока вопрос о продлении каникул до первого октября находится на рассмотрении в Госдуме. Остаётся гадать: примут ли его, когда большинство экспертов смотрят на него скептически.
К ЧЕМУ ВСЁ ПРИВЕДЁТ?
Заведующая кафедрой социологии НГУЭУ Светлана Ильиных:
– Целесообразности в продлении каникул до 1-го октября нет по двум причинам. Во-первых, в школах и вузах есть учебные планы, т. е. определённое число часов, которое отводится на освоение программы. Сокращение календарного учебного года на 1 месяц может привести к тому, что придётся увеличивать интенсивную работу в течение учебного года. Возможно, увеличится количество часов для занятий. Такая гонка не может привести к получению качественного образования хоть в школе, хоть в вузе. Во-вторых, увеличение каникул на 1 месяц мало соотносится с получением практического опыта, действительно необходимого работодателям. Работодатели
заинтересованы в кадрах, которые имеют практический профессиональный опыт, а летнее трудоустройство школьников и студентов, как правило, не связано с будущей профессией. Это чаще всего опыт зарабатывания денег, а не получения нужных профессиональных компетенций.
А, к примеру, идея 12-летнего образования для российской системы и, наверное, для российской культуры не вполне подходит. Например, по окончании школы выпускнику исполняется 19 лет, а значит, в старших классах школы будут сидеть ребята, которые уже вполне могли быть более самостоятельными – учиться в вузах, колледжах или работать.
Это предложение, с моей точки зрения, направлено на продление «каникул» в жизни человека. Вместо того чтобы начинать осваивать новую роль – роль взрослого человека, способного взять на себя ответственность, 19-летний школьник будет находиться на попечении родителей.
ПРОБЛЕМУ ТАК НЕ РЕШИТЬ
Психолог МАОУ «Гимназия № 11» Ольга Назарова:
– Подобные предложения – это лишь гипотезы, которые подтверждаются или опровергаются практикой. Правда, трудно не согласиться с тем, что полноценно отдыхать и восстанавливаться после тяжёлой работы – это культура, которую нам в России ещё предстоит осваивать. Многие люди даже не могут позволить себе мысль об отпуске, потому что им не хватает средств к элементарному существованию.
Работа или учёба без отдыха ведут к «выгоранию», при этом одинаково подвержены этому явлению и взрослые, и дети. При этом я убеждена, что дополнительный месяц каникул не решит этой проблемы.
Из других предложений, которые касаются системы образования, – идея 12-летнего обучения, например, мне «симпатична» с точки зрения больших возможностей для формирования профессионального самоопределения и личностного становления школьника. Но тогда из этих позиций и должна быть продумана образовательная программа.
ИНИЦИАТИВУ – В ДРУГОЕ РУСЛО
Депутат Cовета депутатов города Новосибирска Иван Конобеев:
– Задача школьников не работать, а учиться. Конечно, есть особые случаи, когда старшекласснику нужно трудоустроиться, но ориентироваться в принятии магистральных решений необходимо на общую картину, на общепринятую практику. Кроме того, любое изменение должно работать на улучшение системы. Сегодня по ряду причин дети в большинстве своём не мотивированы на учёбу. Вот где нужно «расшивать» узкое место и предлагать инициативы, а не пополнять ряды лоточных торговцев за счёт старших школьников.
А главный вопрос: зачем менять то, что и так работает? Разве в школах масса дополнительных предметов и факультативов и просто физически нет места для уроков? Нет, нагрузка нормальная, свободное время на кружки, секции и хобби есть.
При этом, если каникулы продлят, придётся, например, добавлять ещё один год обучения. Но мы в последнее время наблюдаем явную акселерацию у детей. Зачем затягивать им детство ещё на год?
УЧАТСЯ ДОЛЬШЕ ВСЕХ
Летние каникулы в России составляют 12 недель. Но есть страны, где они короче. Например, в США отдых у учеников длится 8 недель, там учебных дней в году 180. Похожая схема действует и в Великобритании. А, например, в Турции летние каникулы продолжаются 14 недель.
При этом общих правил о длительности каникул нет. Так, во Франции каникулы длятся менее двух месяцев. В Бразилии летние каникулы составляют около 1,5 месяца.