Как-то ночью с подругой Гулей гуляем мы по городу Сухум, а навстречу нам идет негр. Ну негр, и негр - они сейчас в каждом приморском городе деньги зарабатывают плетением кос. Но этот негр вдруг окликнул нас и о чем-то спросил на чистом абхазском языке. Подруга моя из местных, ответила ему на родном языке и показала куда-то рукой. Негр сверкнул зубами и слился с темной абхазской ночью.
- Заблудился бедный, - пояснила подруга.
- Но как хорошо выучил язык! - восхитилась я.
- Это наш местный негр, из села приехал.
- Из села? Откуда в абхазском селе мог взяться негр? Вроде не было у вас ни фестивалей, ни олимпиад.
- Ты что не знала, у нас в Абхазии есть несколько сел где живут только негры.
- Шутишь?
Как все-таки мало мы знаем о нашей прекрасной родине. Негроидная расово-этническая группа абхазского народа действительно существует! Живут абхазские негры в селе Адзюбжа и ряде окрестных сел (Агдарра, Меркула, Поквеш, Члоу и др.) с незапамятных времен. Как они там появились - загадка истории, но было это за 200 лет до СССР. Кто-то из ученых-этнографов во всем винит принца Ольденбурского (основатель курорта Гагры) с его страстью к слугам-неграм, кто-то Петра Первого (негры якобы сбежали от него в теплые края), но простым людям больше нравится версия о потерпевшем кораблекрушение судне, набитом людьми из Африки. Куда они плыли, откуда, как оказались в Черном море - непонятно, но выплыли в Абхазии, там и обосновались.
- А что они делают в этих селах? - спросила я Гулю.
- Как что? Mандарины собирают!
Я представила красивые мандариновые деревья, облепленные мускулистыми неграми. Они срывали яркие оранжевые плоды и складывали их в плетеные корзины, которые затем передавали прекрасным гибким негритянкам, а те, слегка покачивая бедрами, относили их на своих головах в сельское плодоовощехранилище.
- Что? Хочешь увидеть негров в работе?- подмигнула мне Гуля.
- Так сейчас же лето, мандарины еще не поспели.
- Да, не поспели. Сейчас они арбузы собирают.
Я представила бескрайнее поля со стройными рядами арбузов и группу негров присевшую отдохнуть и освежиться спелой ягодой. Они выбирают самый большой арбуз, который от одного вида негра с кинжалом трескается, и вот уже мужчины со всей негритянской страстью впиваются в красную мякоть своими белыми зубами и сладкий сок течет по их пухлым губам.
- Ну, Роза, тебе бы кино снимать, Феллини отдыхает, - хохочет над моими фантазиями Гуля. - Вот когда меня спрашивают про абхазских негров, я вспоминаю старушку из фильма "Собачье сердце". Помнишь: "Со Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть.", И так 300 лет уже едут и едут "посмотреть". А что там смотреть? Да, есть африканские черты, но это давно уже абхазы со всей нашей ментальностью, традициями, языком…
- А кто едет-то, Гуля? Кого сейчас неграми удивишь?
- Да кто только не едет. Писатель Mаксим Горький, например, приезжал, даже рассказ об это написал, дочь Сталина Светлана Алилуева об это в своей книге рассказывает… Сейчас всякие каналы и журналы про путешествия едут …
- Так это же хороший бизнес. Они же могут деньги за съемки просить.
- Не думаю. Это не в наших традициях. Абхазские негры привыкли жить скромно, не высовываться. В СССР на негров смотрели как на инопланетян. Если русская за негра замуж вышла, все, позор для всей семьи и дети изгои. А наши негры только на абхазках и женились.
И тут мы опять увидели нашего негра, который все еще блуждал в поисках какой-то гостиницы. Гуля вызвалась проводить его прямо до дверей, а потом мы пошли гулять уже втроем.
Розалия Приходько-Бернар