Лайфхак от общества потребления: экономь, чтобы больше потреблять
Я бы не прошел лишних триста метров ради того, чтобы купить яйца по акции, если только потому, что у меня нет времени ходить от супермаркета к супермаркету в надежде сэкономить 5,40 рублей. Но сайт The Village (медийная квинтэссенция общества потребления) нашел несколько людей, которые поделились своими лайфхаками о том, как экономить на еде. Оказалось, что никакой экономии нет.
Читая про людей, которые ищут акции на все – от продуктов до путевок, я чуть было не обманулся, приняв их за своих, то есть за представителей рабочего класса. Замученные зарплатным рабством, они после работы бегают по супермаркетам, скачивают особые приложения, чтобы узнать о скидках, составляют план покупок на неделю и месяц вперед (сразу видно представителей рационализированного общества; я, в отличие от них, не имею планов даже на завтрашний день ). Тут можно представить, что, получая крохи и работая на трех работах, они действительно стараются выжить.
Но те, кто действительно пытаются выжить, не скачивают приложений и не ездят по городу в поисках акций.
Но те, кто действительно пытаются выжить, не скачивают приложений и не ездят по городу в поисках акций. Во-первых, им некогда, во-вторых, они всегда едят одно и то же (очень ограниченный набор продуктов), и скидки на деликатесы им ни к чему.
За скидками охотится мелкобуржуазная прослойка, которая обманывает сама себя, думая, что на чем-то экономит. Свой досуг эта прослойка выстраивает вокруг такого шоппинга, единственной целью которого становится покупка ненужного товара только потому, что он «по акции». Вместо того чтобы заняться чем-то полезным (например, почитать «Медиабревно»), наши «лайфхакеры» тратят все свое свободное время, чтобы сэкономить 100 рублей, которые будут «сэкономлены» только номинально, поскольку будут немедленно потрачены на какой-то продукт по акции – продукт, им вовсе и не нужный.
Странно было бы предположить, что супермаркеты или турфирмы устраивают акции только для того, чтобы помочь трудовому народу прокормиться дешево. Это шло бы в разрез с целью существования корпораций. (Не менее абсурдно и представление о том, что приложения об акциях разрабатываются для экономии, то есть для того, чтобы отговорить людей покупать.) Но если суть капитализма можно описать, как использование самых рациональных средств для достижения иррациональных целей, то это же определение подходит и для общества потребления. Самая рациональная экономия средств для чего? Для покупки товаров, которые тебе не нужны.
Ray Garraty
________________________
теперь пять дней в неделю