Найти тему
Русская Галерея

Соцреализм: право на существование

Вокруг соцреализма как направления в живописи сегодня ведется много споров. Одни считают его пережитком несвободного советского прошлого, другие — форматом, достойным права на существование. Кто-то даже сравнивает его с фашистским искусством 30-40-х годов и требует запретить.

Искусствоведы не могут прийти даже к единому определению этого жанра. В советские годы направление называлось социалистическим реализмом, затем — тоталитарным искусством. Сегодня правильнее понимать его как русское искусство, отличное от западных традиций середины 20 века. Такое определение снова обращает зрителя к советской идеологии, что не позволяет оценивать живопись прежде всего как искусство. Именно поэтому некоторые искусствоведы предлагают вывести работы соцреалистов из экспонирования на некоторое время.

Эта позиция обесценивает творчество таких мастеров реализма, как Пластова, Герасимова, братьев Ткачевых. Художники выражали дух современности, искали способы самовыражения в условиях того времени. Они лавировали между идеологией и реальностью, навязанными и настоящими ценностями.

Так или иначе, но в большинстве российских музеев уже 15 лет закрыты экспозиции советского искусства. Фактически советское наследие вытесняется на психоэмоциональном уровне. Общество отрицает свое прошлое, не переосмысливая его.

Стоит ли запрещать живопись тоталитарного периода?

Ложный реализм действительно вводит в заблуждение. Но лишь до момента, пока он называется реализмом. Советское искусство — это огромный пласт истории и сознания советского народа. Это сознание все еще живет в русском обществе.

Да, соцреализм не показывал ужасы ГУЛАГа, не рассказывал о том, как от голода гибли тысячи и миллионы, не раскрывал происходящее в подвалах НКВД. Но он - о жизни и иллюзиях нашего прошлого, и для его переосмысления от соцреализма нельзя отказываться.