Найти в Дзене
Все об искусстве

Искусство Древней Спарты.

На первый взгляд можно сказать, что Спарта - это военное государство, где искусству нет места. На самом деле, в шестом и седьмом веках до нашей эры, Спарта и ее регион, Лакония, имели свой собственный стиль искусства в нескольких направлениях художественного ремесла. Из них можно выделить: роспись ваз, работы по металлу, слоновая кость и резьба по кости и даже каменная скульптура, в которой художники создавали произведения в оригинальном, часто узнаваемом стиле с отчетливым иконографическим репертуаром.

Расписная керамика производилась в лаконианских мастерских еще в восьмом веке до нашей эры. Наиболее популярной формой глиняной посуды был местный вариант киликса (довольно неглубокая питьевая чашка с двумя ручками на более или менее высоком стебле).

https://www.pinterest.ru/pin/450641506464345732/
https://www.pinterest.ru/pin/450641506464345732/

Лаконские художники имели пристрастие к особым вариациям обычных мифологических сцен, символических фигур, таких как крылатые человеческие фигуры, сирены и сфинксы, и цветочным орнаментом, включая гранаты и усики.

Лаконская керамика была широко распространена на греческом Востоке (Самос, Родос), в Северной Африке, где часть греческого населения претендовала на спартанское происхождение (Наукратис, Кирена), в Южной Италии (где Тарас, единственный город-государство, основанный спартанцами мог играть роль центра распространения), Сицилия и Этрурия. Можно утверждать, что изображение мифологии, увиденное на лаконианских вазах, также вдохновило некоторых местных художников на греческом Западе и в Этрурии.

Выдающимся направлением лаконовского искусства и ремесла было изготовление бронзы. Литые, мелкие бронзовые фигуры обычно украшали сосуды, штативы, зеркала и другую утварь.

Предмет обнаженной женщины очень редко встречается в архаическом греческом искусстве, но были в Спарте и такие артефакты. В основном они встречались в регионах, где местный культ Артемиды Ортии, мог вдохновить эту необычную иконографию. Один особый вид бронзовых предметов может быть полностью приписан Спарте из-за их особой иконографии: зеркала в форме дисков, поддерживаемые фигурами обнаженных девушек.

Спартанское святилище Артемиды Ортии также является местом нахождения других необычных предметов, среди которых имеются любопытные крошечные свинцовые рельефные статуэтки, изображающие крылатую богиню, различные человеческие фигуры и виды животных.

Лаконские бронзовые артефакты были особенно популярны на Западе: они экспортировались не только в Южную и Центральную Италию и Сицилию, но и в Европу. Фактически, лаконские бронзовые артефакты были престижным товаром и путешествовали по разным маршрутам, достигая иногда удивительно далеких мест назначения. Ремесленники, специализирующиеся на этом искусстве, также могли путешествовать, следуя поручениям в отдаленные регионы. Есть версии, что они передвигались вместе со своими творениями и на новом месте к Спартанскому стилю примешивали местные культурные обычаи.

По этой причине часто тонкую бронзу предварительно приписывают к спартанской мастерской, даже если она обнаружена в Италии, или в Центральной Европе. Тем не менее, это является предметом долгих дискуссий, иногда не приходящих единому результату. Эта проблема особенно очевидна в Южной Италии, где ряд бронзовых артефактов демонстрируют характерные черты, напоминающие лаконовские традиции, но их нельзя с уверенностью отнести к Спарте.

Литературные источники подтверждают, что в шестом веке до нашей эры Спарта была также крупным художественным центром и домом для нескольких важных художников и мастерских.

Некоторые из художников, возможно, были иммигрантами, в основном восточно-греческого происхождения, например Батиклы Магнезии, чей сложный «трон» Аполлона в Амиклае подробно описан Павсанием. Другие, родились и получили образование в Спарте, такие как Гитиадас, создатель культовой статуи Афины Халкиоикос.

В то время как эти произведения искусства, хотя и известные в поздней античности, сейчас утрачены, мы можем положиться на некоторые сохранившиеся каменные скульптуры для идеи крупномасштабного искусства лаконианцев. Такие работы включают в себя рельефы архаического спартанского героя.

Во второй половине и особенно в последней четверти шестого века до нашей эры лаконианские ремесла уменьшились в количестве и качестве. Лаконская керамика была вытеснена афинским экспортом со своих старых рынков. Были еще замечательные достижения в бронзовой скульптуре, о чем свидетельствует полая литая бронзовая статуя в Бостоне, но постепенно лаконианские художники отказались от характерных стилистических черт региона и приняли более общие технологии греческого стиля.