Каждая страница в интернете наполнена информацией в различных формах - как в текстовой, так и в форме рисунков. Для описания некоторых изображений понадобится не менее нескольких сотен слов, но есть случаи, когда всего несколько слов более эффективно передают необходимую информацию.
Каждый из способов представления информации, или вербальный, или визуальный, может быть лучше другого для определения понятий в определенной ситуации.
«На перекрестке обратите внимание на светофор. При зеленом сигнале основного светофора вы должны уступить дорогу транспортному средству попутного направления и транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим вправо. Повернув налево, за 150 метров поверните направо. Если сигнал светофора красный, поверните направо. »
Как вы это разъясните только с помощью изображений? Карта показывает все улицы, но она не передает точной информации, как правильно по ним перемещаться.
Определенную информацию эффективно сообщить словами. Для выбора лучшего способа представления информации в дизайне необходимо определить:
❇️ В любом ли случае изображение более эффективно?
❇️ Когда слова и другие официальные символы более эффективны?
❇️ Если и изображения и слова можно использовать, то как их лучше совместить?
Визуальное и словесное мышление
Когда мы думаем, наш разум обрабатывает информацию. И разные участки обрабатывают информацию, воспринятую визуально и воспринимаемую словесно.
Мы по-разному воспринимаем визуальную информацию и ту, которую услышали на естественном языке в словесной форме.
Язык - социально развитая система общих символов, соответствующая правилам грамматики. Систему можно использовать при устном общении, написании и жестикуляции (с помощью языка жестов).
В любом случае, для эффективного использования этой словесной системы, ее необходимо изучить, поскольку символы определенного языка произвольные и их значение тоже.
Визуальное общение
Визуальное общение базируется на распознании образов. Наше понимание значений образов не зависит от социальных условностей, все мы от рождения обладаем способностью воспринимать и распознавать образы.
Наш механизм восприятия образов базируется на:
❇️ эволюции - есть глаза, чтобы видеть;
❇️ визуальном опыте - мы постоянно взаимодействуем с миром, сталкиваемся с различными образами, которые расширяют нашу понятийную базу.
То есть, распознавание образов является частично врожденным, а частично - приобретенным. Когда мы видим картинку, которая состоит из объектов и связей между ними, то воспринимаем ее интуитивно и опираясь на предварительно приобретенные знания.
Визуальный дизайн использует визуальное мышление путем восприятия изображения и осознания через вербальное восприятие знакомых пользователю символов (букв алфавита, формируют набор слов на определенном языке).
Грамматика и логика
Так же, как отличаются наше визуальное и вербальное мышление, так и различаются логика и грамматика, которые при этом используются.
Естественный язык включает различные формы логики через такие уточняющие слова как - если, и, но, пока и другие. Эта логика не совсем математическая, но учитывает абстрактное мышление и позволяет представить информацию как набор условных инструкций.
Если взять программирование с его циклами и разветвлениями, то их часто пытались подавать графически, например, с помощью блок-схем, но это не прижилось. Логика требует собственной речи.
Псевдокод воспринимается гораздо лучше, поскольку выполняет роль моста между естественном языком и кодом.
Визуальное представление также включает логику, но совсем другую, чем в естественном языке. Наша зрительная система отлично воспринимает модели и структурные связи в их пределах, на чем и базируется визуальная логика.
Изображения, как правило, лучше всего подходят для этикеток, поскольку их значение обычно произвольное и известно.
С другой стороны, описание сложных структурных взаимосвязей словами запутывает, из-за чего возникает потребность использовать больше слов для выражения деталей, которые легко изображаются визуально.
Вербальная коммуникация является более эффективной для передачи абстрактных понятий.
Визуальная коммуникация эффективнее для представления структурных связей.
В некоторых случаях, сочетание языка и визуальных средств является наиболее эффективной формой коммуникации.
Часто эта связь проявляется средствами дейктических жестов, которые направляют внимание обращением, призывом к действию. Дейктические жесты не ограничиваются обращением. Они также могут задавать направление внимания, движениями и мимикой формировать впечатление, призывать к действию и другими средствами привлекать внимание. Жесты могут сочетать слова и визуализацию.
В веб-дизайне физическую жестикуляцию мы не можем использовать, но можем подтолкнуть посетителя графическими элементами, тем самым направив внимание изображениями.
Для дейктической жестикуляции в дизайне можно использовать различные техники сочетания специфических слов со специфическими образами:
❇️ линии
❇️ расстояние между элементами
❇️ выравнивание
❇️ сходство
Также для сочетания слов и картинок в дизайне можно использовать определенные отметки или визуальное объяснение. Это как в PowerPoint презентации.
Как часто на слайдах вы видите маркированный список? Почти в каждой презентации. Это делает презентацию неинтересной, потому как информация повторяется и на слайде и докладчиком.
Целесообразнее использовать на слайдах диаграммы или изображения, комментируя их по мере необходимости, тем самым совмещая при подаче информации языковые средства с графическими указаниями.
Переплетение визуального и вербального
Как упоминалось выше, наш ум по-разному обрабатывает визуальную и вербальную информацию.
Хотя эти процессы независимы друг от друга, они все же взаимодействуют. Например, если вы думаете о Кока-коле, то у вас в воображении сразу возникает логотип этой компании.
Опыт свидетельствует, что информация, которая подается как визуально, так и в устной форме, лучше запоминается и дольше сохраняется в памяти человека, чем та, которая воспринимается только одним каналом.
При использовании обеих форм мозг формирует взаимосвязи между ними, тем самым образуя нечто большее, чем сумма отдельных частей.
Поэтому для привлечения внимания, подталкивание к принятию решения, призыва к действию, не пренебрегайте изображениями, но не случайными картинками природы или домашнего любимца, а такими, которые несут смысловое наполнение, расширяют текстовую информацию, облегчают ее восприятие.
Выводы
Знание и использование психологических приемов при построении ваших сайтов и при написании статей на канале, может значительно улучшить поведенческие факторы. Удачи!