Найти тему

Семейские в художественной литературе - "Белые гуси на белом снегу"


Семейские старообрядцы Забайкалья - яркая ветвь древнего русского народа. Такое объяснение часто встречается в туристических справочниках и популярных статьях, гуляющих на просторах интернета. На самом деле семейские - это гораздо более широкое понятие, чем просто и сухо - "ветвь народа". Это уникальная этнографическая и этноконфессиональная группа русского народа, исторические корни, которой уходят вглубь тысячелетий. Это народ, который пронёс традиции своих предков, благодаря несгибаемой воле и твёрдому характеру на протяжении многих веков. Сохранена была старая вера, традиции, культура предков, устои и быт допетровской Руси - в этом бесспорно уникальность и самобытность семейского народа.

Научно-публицистической литературы о семейских написано достаточно много, тогда, как художественной - с точностью до наоборот - крайне мало.

Благодарные потомки русских старообрядцев Забайкалья, которые стали писателями, написали несколько романов о семейских, которыми можно бесконечно зачитываться, перечитывать, и снова перечитывать. Именно читая художественную литературу можно понять, как и чем жили семейские, как трудились и как берегли завещанное предками.

Безусловно - это памятники литературы о семейских, которые будут жить в веках!

Обложка книги " Белые гуси на белом снегу", 1988 г.
Обложка книги " Белые гуси на белом снегу", 1988 г.

Елизар Логгинович Мальцев (Елизар Юрьевич Пупко) (04.01.1917 - 13.04.2004) - потомок забайкальских семейских старообрядцев - выходцев из села Хонхолой Мухоршибирского района Республики Бурятия. Фамилия Пупко - это фамилия отчима писателя Юрия Станиславовича, родная фамилия - Мальцев (однако в интернете на эту фамилию часто указывают, как на псевдоним).

Село Хонхолой. Наши дни.
Село Хонхолой. Наши дни.
Село Хонхолой. Наши дни.
Село Хонхолой. Наши дни.

Писатель-прозаик, являлся одним из зачинателей так называемой новой  «деревенской»  литературы (направление в искусстве - социалистический реализм),  посредством которой изображена была  жизнь  колхозного крестьянства на различных этапах  её развития. Начало жизненного пути было довольно непростое, волею судеб пришлось поскитаться по стране - начиная от Дальнего Востока и до Москвы. Становление писателя происходило в стенах  Библиотечного   института, а затем  в   Литературном  институте   им.   Горького (Москва).

Мальцев Елизар Логгинович (Пупко Елизар Юрьевич) Фото с фронтисписа собрания сочинений
Мальцев Елизар Логгинович (Пупко Елизар Юрьевич) Фото с фронтисписа собрания сочинений

Елизар Мальцев - автор произведений «От всего сердца» (1948),    «Войди  в каждый  дом» (1967),  «Последнее свидание» (1978), «Зёрна в распаханном небе» (1981) и др. Работы Е. Мальцева по стилистике похожи друг на друга - все они рассказывают о жизни колхозов в разных областях страны Советов в разное время.

Однако особняком стоит эпический роман «Белые гуси на белом снегу», изданный в 1988 году - биография писателя, положенная в прозу и переплетенная с одним из страшных событий в русской истории - Церковным Расколом 17 века.

"Белые гуси на белом снегу" - попытка вернуться к своим корням, изучить свой род, ответить на извечные вопросы: Кто мы, откуда и куда идем?

Роман состоит из двух частей. В первой части Е. Мальцев рассказывает о своей жизни и непростой судьбе, о большой семье - бабушках, дедушках, матери, отце, тетях, дядях, дальних родственниках.

Описание быта семейских в романе хоть и не столь ярко, как хотелось бы, но всё же интересно - тонко выписаны отдельные бытовые сцены старообрядцев, живших в начале 20-го века в селе Хонхолой и соседнем семейском селе Никольск (Никольское).

Село Хонхолой - наши дни. Семейская изба-пятистенка.
Село Хонхолой - наши дни. Семейская изба-пятистенка.

Село Никольское (Никольск) - наши дни.
Село Никольское (Никольск) - наши дни.

Во второй части романа писатель повествует о Церковном Расколе 17-го века - описывает страшные события, будто прочувствовал их сам. Герой глядит на репродукцию суриковской картины «Боярыня Морозова»...

"Боярыня Морозова" Василий Суриков, 1887
"Боярыня Морозова" Василий Суриков, 1887

И ему кажется, что не мальчишка, а он сам бежит за санями в прошлое, чтобы отыскать потерянный след своего древнего старообрядческого рода.

На страницах книги оживают известные исторические личности - Протопоп Аввакум, Боярыня Морозова, расколопатриарх Никон, русские цари - Алексей Михайлович и Петр Первый...

"Сожжение протопопа Аввакуума"  Пётр Мясоедов.
"Сожжение протопопа Аввакуума" Пётр Мясоедов.

Герой вдруг осознает, насколько важна и значима для человека родовая память - память рода.

Осознание пришло не сразу и не вдруг, а постепенно. Этот роман был написан во второй половине жизни, когда за плечами уже большая часть прожитой жизни, когда самые родные и близкие люди - уже далеко в прошлом, остались лишь дальние родственники, которые еще что-то смогли рассказать и освежить память.

Домашних гусей семейские старообрядцы Забайкалья в своих хозяйствах держат и сегодня. Семейское село Большой Куналей, 2015 г.
Домашних гусей семейские старообрядцы Забайкалья в своих хозяйствах держат и сегодня. Семейское село Большой Куналей, 2015 г.

Домашние гуси, которые вдруг будто из ниоткуда возникают в конце романа - становятся как бы символом памяти рода, символом родного места - родового гнезда...

Домашних гусей семейские старообрядцы Забайкалья в своих хозяйствах держат и сегодня. Семейское село Бичура, 2019 г.
Домашних гусей семейские старообрядцы Забайкалья в своих хозяйствах держат и сегодня. Семейское село Бичура, 2019 г.

Продолжением романа "Белые гуси на белом снегу" стал роман «И приобщился к роду своему", который был напечатан в литературном журнале "Дон" в №№ 1-12 1990 года. Роман «И приобщился к роду своему" в книжном варианте, к сожалению, выпущен не был.

Могила писателя.
Могила писателя.

Благодарю за внимание!

Здесь можно прочитать о других произведениях художественной литературы о старообрядцах Забайкалья - семейских:

"РАЗРЫВ-ТРАВА" И.Калашников

"СЕМЕЙЩИНА" И.Чернев