Семейские старообрядцы Забайкалья - яркая ветвь древнего русского народа. Такое объяснение часто встречается в туристических справочниках и популярных статьях, гуляющих на просторах интернета. На самом деле семейские - это гораздо более широкое понятие, чем просто и сухо - "ветвь народа". Это уникальная этнографическая и этноконфессиональная группа русского народа, исторические корни, которой уходят вглубь тысячелетий. Это народ, который пронёс традиции своих предков, благодаря несгибаемой воле и твёрдому характеру на протяжении многих веков. Сохранена была старая вера, традиции, культура предков, устои и быт допетровской Руси - в этом бесспорно уникальность и самобытность семейского народа.
Научно-публицистической литературы о семейских написано достаточно много, тогда, как художественной - с точностью до наоборот - крайне мало.
Благодарные потомки русских старообрядцев Забайкалья, которые стали писателями, написали несколько романов о семейских, которыми можно бесконечно зачитываться, перечитывать, и снова перечитывать. Именно читая художественную литературу можно понять, как и чем жили семейские, как трудились и как берегли завещанное предками.
Безусловно - это памятники литературы о семейских, которые будут жить в веках!
Елизар Логгинович Мальцев (Елизар Юрьевич Пупко) (04.01.1917 - 13.04.2004) - потомок забайкальских семейских старообрядцев - выходцев из села Хонхолой Мухоршибирского района Республики Бурятия. Фамилия Пупко - это фамилия отчима писателя Юрия Станиславовича, родная фамилия - Мальцев (однако в интернете на эту фамилию часто указывают, как на псевдоним).
Писатель-прозаик, являлся одним из зачинателей так называемой новой «деревенской» литературы (направление в искусстве - социалистический реализм), посредством которой изображена была жизнь колхозного крестьянства на различных этапах её развития. Начало жизненного пути было довольно непростое, волею судеб пришлось поскитаться по стране - начиная от Дальнего Востока и до Москвы. Становление писателя происходило в стенах Библиотечного института, а затем в Литературном институте им. Горького (Москва).
Елизар Мальцев - автор произведений «От всего сердца» (1948), «Войди в каждый дом» (1967), «Последнее свидание» (1978), «Зёрна в распаханном небе» (1981) и др. Работы Е. Мальцева по стилистике похожи друг на друга - все они рассказывают о жизни колхозов в разных областях страны Советов в разное время.
Однако особняком стоит эпический роман «Белые гуси на белом снегу», изданный в 1988 году - биография писателя, положенная в прозу и переплетенная с одним из страшных событий в русской истории - Церковным Расколом 17 века.
"Белые гуси на белом снегу" - попытка вернуться к своим корням, изучить свой род, ответить на извечные вопросы: Кто мы, откуда и куда идем?
Роман состоит из двух частей. В первой части Е. Мальцев рассказывает о своей жизни и непростой судьбе, о большой семье - бабушках, дедушках, матери, отце, тетях, дядях, дальних родственниках.
Описание быта семейских в романе хоть и не столь ярко, как хотелось бы, но всё же интересно - тонко выписаны отдельные бытовые сцены старообрядцев, живших в начале 20-го века в селе Хонхолой и соседнем семейском селе Никольск (Никольское).
Во второй части романа писатель повествует о Церковном Расколе 17-го века - описывает страшные события, будто прочувствовал их сам. Герой глядит на репродукцию суриковской картины «Боярыня Морозова»...
И ему кажется, что не мальчишка, а он сам бежит за санями в прошлое, чтобы отыскать потерянный след своего древнего старообрядческого рода.
На страницах книги оживают известные исторические личности - Протопоп Аввакум, Боярыня Морозова, расколопатриарх Никон, русские цари - Алексей Михайлович и Петр Первый...
Герой вдруг осознает, насколько важна и значима для человека родовая память - память рода.
Осознание пришло не сразу и не вдруг, а постепенно. Этот роман был написан во второй половине жизни, когда за плечами уже большая часть прожитой жизни, когда самые родные и близкие люди - уже далеко в прошлом, остались лишь дальние родственники, которые еще что-то смогли рассказать и освежить память.
Домашние гуси, которые вдруг будто из ниоткуда возникают в конце романа - становятся как бы символом памяти рода, символом родного места - родового гнезда...
Продолжением романа "Белые гуси на белом снегу" стал роман «И приобщился к роду своему", который был напечатан в литературном журнале "Дон" в №№ 1-12 1990 года. Роман «И приобщился к роду своему" в книжном варианте, к сожалению, выпущен не был.
Благодарю за внимание!
Здесь можно прочитать о других произведениях художественной литературы о старообрядцах Забайкалья - семейских:
"СЕМЕЙЩИНА" И.Чернев