Учитель... Как много это значит. При определенных обстоятельствах он действительно может стать второй матерью... или отцом. К сожалению, мне не повезло с моим первым учителем, и первый класс почти не сохранился в воспоминаниях, разве что какими-то отдельными фрагментами. Тем ценнее для меня то, что дочка попала в класс к отзывчивому и грамотному педагогу. Елена Павловна действительно любит своих учеников и они отвечают ей взаимностью. Порой дочь может часами рассказывать о том, что происходило в классе и в ней нет страха, отчаянья или грусти: лишь радость и удовольствие.
Возможно именно поэтому мне хочется отдать дань образам учителей из советского кинематографа. Сначала я хотел взять и более позднее время, но увы, все самые лучшие образы относятся к более раннему периоду. Так уж сложилось.
Возможно, если вновь взыграет ностальгия, сделаю подборку сериалов о школе. В последние годы они очень даже неплохие.
"Весна на Заречной улице", 1956 год.
Кто не видел этот фильм? Наверняка немногие. Пишу сейчас о нем, а в памяти стоит Александр Савченко, ученик вечерней школы. Он взял билет и отвечает Татьяне Сергеевне о том, что такое многоточие...
Но давайте по порядку. В город, где расположен крупный металлургический комбинат приезжает молодая учительница Татьяна Сергеевна Левченко (Нина Иванова). Она, словно тургеневская девушка, вся во власти поэзии и высокой прозы. Татьяну определили в вечернюю школу и все ее ученики, казалось бы, взрослые люди. Что может быть проще? Ведь взрослые люди всегда смогут найти общий язык?..
Но не тут-то было. Во-первых, учительница боится незнакомого города. Ей некомфортно, неуютно. И очень сложно его полюбить. А во-вторых... Ну, кто бы мог подумать, что на молодую и красивую учительницу обратит внимание передовик производства Александр Савченко (Николай Рыбников)? Он упорно идет к своей цели, используя при этом поистине мальчишечьи методы: плохо ведет себя на уроках, всячески привлекает к себе внимание и создает скорее негативный образ.
А Татьяна Сергеевна... Она полностью закрывается от попыток сблизиться и пытается быть строгой и уверенной в себе. В то же время мы все равно видим перед собой девушку, которая любит свою работу и она учится. Учится понимать и принимать своих учеников.
По мере развития сюжета, мы видим взросление героев. Учительница привыкает к городу, узнает его, во многом благодаря своему неугомонному ученику, а Александр понимает насколько глубоки его чувства к юной учительнице. Настолько, что он садится за учебники и начинает зубрить то, что раньше было совсем неинтересным.
Приходит весна. Город расцветает. Все, что было мрачным, становится ярким и веселым. Первым ливнем смывает все обиды, страх и неуверенность.
Фильм заканчивается многоточием. Серьезно. После слова конец стоит многоточие. И немногие знают, что этот сюжет получил продолжение в картине "Легкая жизнь", когда на встрече выпускников пединститута учитель позвал Таню Левченко, девушка выкрикнула: "Я теперь не Левченко, я теперь Савченко". Так что все закончилось хорошо.
"Доживем до понедельника", 1968
Этот фильм о любви. О любви Учителя к своим ученикам и любви учеников к своему Учителю.
Образ Учителя истории Ильи Семеновича Мельникова с потрясающей достоверностью воплотил Вячеслав Тихонов.
Что мы видим в этом фильме? Три дня из жизни школы. Внутренние отношения учителей, учеников и родителей. На первом плане учитель истории Илья Семенович, бывший фронтовик. Ученики с замиранием сердца слушают его на уроках. Его любят (простите за повторение) и уважают. Сам же Илья Семенович - прямолинеен, высокоморален, идеалистичен и бескомпромиссен. Он может высказать свое отношение всем: от учителя, которым недоволен, до родителя, когда считает, что тот неправ. Из-за этого неоднократно вспыхивают конфликты.
Несмотря на все это в Мельникова влюблены два женщины: молоденькая учительница английского (его бывшая ученица) и зрелая учительница литературы. Девушка бросает на своего кумира взгляды полные тоски, а женщина терзается ревностью по отношению к его ученицам и, теперь уже, молодой конкурентке.
Несмотря на яркую любовную линию, в фильме на первом месте все же стоят отношения учитель-ученик. Это очень ярко проявляется в конце, когда школьного хулигана, признавшегося в очередной выходке, уводят к директору с вещами, а Илья Семенович бросается следом. Он отстаивает своего ученика и возвращается в класс. В его отсутствие дети решили, что любимый учитель решил покинуть школу. И когда "историк" заходит в класс и начинает прощаться, глаза детей показывают их переживания, боль, горечь и недоверие. Илья Семенович, почувствовав настроение ребят, добавил: "...до понедельника!" Этот момент просто бесценен!
"Большая перемена", 1973
Безумно легкий и интересный 4-х серийный фильм. Он повествует о молодом учителе Несторе Северове (исполнил Михаил Кононов), который провалился на вступительных в аспирантуру и был направлен в вечернюю школу... Что-то много у нас о вечерних школах, не находите? Причина этого проста: в СССР было огромное количество необразованных и безграмотных рабочих. И была цель - обучить всех без отрыва от производства. Отсюда огромное количество вечерних школ и освещение их в кино, как одной из частей нашей жизни.
Но вернемся к сюжету. Под крыло к молодому педагогу попал хулиганистый девятый класс. Но, как ни странно, учитель смог найти подход ко всем. Его чуткость и знания помогли ему перевоспитать даже самых закоренелых "недорослей" и заслужить уважение и любовь учеников.
Но если вы думаете, что этот фильм о хулиганах и учителе, то вы не правы. Этот фильм о том, как важен учитель, его личность и стремления. Роль Нестора Петровича в становлении каждого из его учеников выходит на первый план. Учитель в этом фильме не только учит, но и собственным примером воспитывает своих учеников. Только такие учителя могли и могут не просто заинтересовать своим предметом, но и привить искреннюю любовь к нему.
"Уроки французского", 1978
До сих пор одним из моих любимых рассказов является "Уроки Французского" Валентина Распутина.
Сюжет фильма знакомит нас с мальчиком Володей (Михаил Егоров) и учительницей Лидией Михайловной (Татьяна Ташкова).
Мальчика мать отправляет в райцентр в чужую семью, чтобы он мог учиться в школе. Учился он неплохо, да вот беда, произношение иностранного языка ему не давалось.
Лидия Михайловна пожалела ребенка, которого явно недокармливали и стала приглашать его к себе домой - заниматься французским. В ходе уроков она неоднократно пыталась его покормить, но тот гордо отказывался.
Лидии Михайловне помог случай и изобретательность. Она случайно узнала, что Володя играл на деньги с другими ребятами и покупал себе молоко. После ссоры с ними, продолжать играть он не мог. Тогда учительница предложила мальчику играть с ней на деньги. Она отчаянно поддавалась, чтобы Володя получил возможность питаться.
Кроме игр и уроков они много общались и стали очень близки друг другу. Лидия Михайловна рассказала ученику о своей родине Кубани и яблоках, которых там очень много.
Но однажды за азартной игрой учительницу с ее учеником застал директор. После чего Лидию Михайловну уволили и она вернулась на Кубань. Володя отчаянно тосковал по любимому учителю, но однажды дома его ждала посылка в которой были макароны и... яблоки.
Этот момент в рассказе описан особенно трогательно. Намного эмоциональней чем в фильме. Учительница здесь выступила не просто абстрактным воспитателем, а действительно второй матерью. Она не боялась наказания, идя к цели, а главным для нее стало не только выучить Володю языку, но и его физическое здоровье.
Я пересказал четыре изумительных фильма... В каждом из них основой была обычная человеческая история, которая вполне могла случиться и в реальной жизни. В каждом из фильмов представлены разные учителя: восторженная девушка, суровый мужчина, юноша, едва закончивший учиться и учительница-мать... Каждый образ по-своему хорош и раскрывает профессию с определенной стороны.
Вот так и в жизни. Учителя бывают разные. Главное, чтобы это были Учителя с большой буквы...