Фильмы про войну с гитлеровской Германией составляли отдельный жанр советского кинематографа. А в этом жанре был поджанр – фильмы про работу советских разведчиков в тылу врага. Фильмов таких было не так уж и много. Однако почти каждый из них стал явлением в советском кинематографе. Ниже подборка пяти наиболее знаменитых советских киноразведчиков,
5 место. «Подвиг разведчика»
Киевская киностудия, режиссёр Борис Барнет, композитор Оскар Сандлер, 1947 год.
Фильм «Подвиг разведчика» сразу после выхода стал одним из самых популярных советских фильмов конца 40-х. В год выхода – 1947-й – этот фильм занял второе место в кинопрокате (уступив французской «Пармской обители»). Главную роль майора Алексея Федотова, который под видом Генриха Эккерта пробирается к немцам, чтобы выкрасть из штаба важный документы, сыграл Павел Кадочников.
Прототипом главного героя считается легендарный советский разведчик Николай Кузнецов, действовавший в немецком тылу врага под видом офицера вермахта Пауля Зиберта. Сегодня этот фильм выглядит конечно довольно наивно. Глядя на немцев-дураков, изображённых в фильме, невольно думаешь: «Как же такие идиоты смогли дойти до самой Москвы, а потом ещё несколько лет с трудом пришлось их выгонять обратно? И много ли чести в победе над дураками?» Но в то послевоенное время народ хотел видеть на экране именно таких немцев.
4 место. «Щит и меч»
Мосфильм, режиссёр Владимир Басов, композитор Вениамин Баснер, 1968 год, 4 серии.
Станислав Любшин виртозно сыграл советского разведчика Александра Белова, который ещё до войны под видом немца Иоганна Вайса эмигрирует из СССР в Германию и постепенно дослуживается до звания гауптштурмфюрера СС. В конце 60-х это был, можно сказать, культовый фильм. Наверное это единственный советский фильм, в котором помимо будней разведчика показана история национал-социалистского режима в Германии на протяжении от 1940 до 1945 годов. Конечно, некоторые детали фильма сегодня не могут не вызывать удивления, скажем так. Однако для многих советских людей того периода именно этот фильм и ещё документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», снятый в 1965 году, был источником информации о, так сказать, бытовой стороне гитлеровской Германии.
3 место. «Путь в "Сатурн"», «Конец "Сатурна"»
Мосфильм, режиссёр Виллен Азаров, композитор Александр Флярковский, 1967 год. Трилогия.
Эти два фильма вышли на год раньше фильма «Щит и меч». Михаил Волков сыграл немецкого перебежчика Михаила Крамера, который осенью 1941 года попал в школу Абвера «Сатурн». На самом деле Михаил Крамер – это советский разведчик Сергей Крылов. Кстати, именно Михаил Волков озвучивает знаменитого Абдулу из фильма «Белое солнце в пустыне».
В 1972 году вышло продолжение – «Бой после победы», где также действует Крылов/Крамер. Но события этого фильма происходят уже после разгрома нацистской Германии. Тем не менее, все три фильма связаны единым сюжетом и единым героем.
2 место. «Вариант "Омега"»
Творческое объединение «Экран», режиссёр Антонис-Янис Воязос, композитор Богдан Троцюк 1975 год, 5 серий.
И снова – Абвер. Обаятельный Олег Даль великолепно играет старшего лейтенанта госбезопасности Сергея Скорина, который под видом гауптмана Пауля Кригера «подставляется» сотруднику Абвера Георгу фон Шлоссеру (в исполнении Игоря Васильева). Фон Шлоссер вербует (как он думает) Пауля Кригера. Лишь в финале он узнаёт, как обманул его советский разведчик.
В этом фильме Олег Даль исполняет заглавную и очень пронзительную песню «Где он, этот день», запомнившуюся многих зрителям.
1 место. «Семнадцать мгновений весны»
Киностудия имени М. Горького, режиссёр Татьяна Лиознова, композитор Микаэл Таривердиев, 1971–1973 г.г., 12 серий.
Но самый любимый разведчик Советского Союза – это конечно же штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, он же полковник советской разведки Максим Исаев, которого сыграл Вячеслав Тихонов. Немцы в фильме показаны не карикатурными дураками, как в фильме «Подвиг разведчика», а умными и сильными противниками. Такие враги, как Мюллер и Шелленберг и сами могут поставить советскому разведчику шах и мат. Штирлиц-Исаев ходит буквально по лезвию бритвы, что периодически делает сюжет очень напряжённым.
Штирлиц – собирательный образ, но главный прототип – сотрудник гестапо, гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, сотрудничавший с советской разведкой с 1929 года и казнённый в декабре 1942 года после разоблачения.
Фильм произвёл фурор в момент выхода. Самое удивительное, что сняла этот фильм женщина, Татьяна Лиознова, которая до этого не имела опыта ни в военных, ни в детективных фильмах. Возможно именно то, что фильм снимала женщина, привнесло в образ Штирлица-Исаева дополнительные нотки житейского правдоподобия и притягательности. Даже такие мелодраматические вкрапления, как история радистки Кэт, которая с двумя грудными детьми прячется от гестапо, или сцена с женой, не портят фильм, а усиливают сюжет, придавая ему дополнительные краски. А если упомянуть ещё целый ансамбль сильнейших советских актёров и великолепную музыку Таривердиева, то фильм был, что называется, обречён на грандиозный успех у советских зрителей.