На просторах социальной сети я встретился с таким вопросом:
Почему художники часто недовольны своими работами, хотя все вокруг ими восхищаются?
Комментарий, который больше лайкали, сообщал, что:
Художники видят в голове образ, который не всегда удается им воплотить на бумаге. И хоть зрителю рисунок нравится, однако фантазия художника была в миллионы раз круче.
Про закономерности в рисовании
Но помимо этого художник сравнивает свои работы с чужими. И, когда речь идет о классическом рисовании, главный критерий — это «похоже/не похоже» относительно предмета. И многовековая практика вывела определенные закономерности, которые приближают рисунок к схожести с предметом.
Например, падающая тень должна быть в точке соприкосновения с плоскостью темнее собственной. Однако, чтобы предмет «оторвался» от тени, собственная тень в одном месте должна быть темнее падающей.
И художник, зная подобные закономерности, осознает, когда и что у него не получилось. Однако обычного человека это все не тревожит. Поэтому часто всё, что выглядит объемнее мультфильма, воспринимается круто.
Рисующим важнее признание внутри профессионального сообщества.
И тут хочется вспомнить древнегреческих мастеров.
Про творения древних греков
Раз в четыре года между народами Древней Греции было спортивное перемирие — Олимпиада. И их победители увековечивались собственными скульптурами.
Изобразить нового "Геркулеса" брались пять скульпторов. И в оговоренное время они представляли свои модели олимпийского победителя. Вопрос: кто выбирал лучшую статую: народ, политики или сам чемпион?
Лучшую статую выбирали сами скульпторы. У каждого из них было по два голоса. Один из них каждый отдавал за себя, как за лучшего. А вот второй голос мастера отдавали тому, кого считали достойным второго места. Однако побеждал тот, у кого было большее общее количество голосов.
В этом есть смысл, так как ни президент, ни Вася из второго подъезда не оценит правильно труд художника. Но также и художник не сможет правильно оценить работу строителя или плотника.
Но вот статуя выбрана, что дальше? Дальше проигравшие скульпторы разрушали собственные творения. Причина такая: «Право на существование имела только лучшая вещь, только гениальная. Остальное должно быть убрано» (слова искусствоведа Паолы Волковой).