Пришел тот момент когда мы пришли к завершению серии "Темные материалы". Издание "Янтарный телескоп" завершает серию. Читатели, которые заметив, что ему понадобился еще год, чтобы опубликовать окончательный том, подумали, что он, возможно, потерял след, который он прошел в "Северном сиянии", и "Тонкий нож".
Во всяком случае, «Янтарный телескоп» более интенсивна, чем его предшественники. Кульминационных точек больше, в написании есть свежий огонь, и есть замечательный новый состав персонажей. Прежде всего, Пульман с еще большим энтузиазмом продолжает свою центральную философскую тему. В его мире, искушения и падение не есть источником всех человеческих страданий, но и концом репрессий со стороны того, что он называет "Властью", началом освобождения и свободы мысли. Более того, это Лира и Уилл, двое детей на пороге взросления, чьи необъятние знания спасают мир, отменяяя традиционное представление о детской невиновности.
Для тех, кто не знает что такое «Темные материалы», это одна история, опубликованная в трех томах - волнующая и поэтичная смесь приключений, философии, мифа и религии, обогащенная пьянящей квантовой физикой. На него сильно повлияли Милтон и Блейк, а также Свифт, Гете, Легенды севера и Греческая трагедия.
Центральное место в истории Пульмана занимает его жизнеутверждающая вера в свободу воли и силу научного рационализма, а также его глубокая неприязнь к иерархической религии и репрессиям, налагаемым на него санкциями. Первые два тома уже были сняты Католичесской церковью как "материал кошмаров". Пульман не будет вовлечен в богословскую дискуссию, настаивая на том, что он не выдвигает аргументы и не пишет философский трактат, а рассказывает историю.
Это немного неискренне, и Пульман это знает, так как он настаивает, что его история, несмотря на параллельные миры и огромное количество гениальных персонажей, не является фэнтези. Он говорит, что это "суровый реализм". Единственное, что интересно в фентези, это то, что вы имеете возможность использовать ее, чтобы сказать что-то правдивое и реалистичное о человеческой природе. В его вселенной, например, у каждого есть "демон"; аура или альтер-эго, означающее их истинную душу, которая изменяется в детстве, но закрепляется во взрослых.
Изобразив реальных людей, занимающихся серьезными нравственными проблемами в мифической истории и в фантастической обстановке, Пульман перестроил пейзаж письма для детей. Его главные герои, Лира и Уилл, имеют фантастические приключения, но их успех в них происходит от знания того, что правда, а что реально. Их путь определяется не самой судьбой, а знанием.
Настойчивость Пульмана на истину к человеческой природе лежит в основе его увольнения писателей-фентези, с которыми его часто сравнивают - Толкин и Льюис.
"Они мне не нравятся по разным причинам. «Властелин колец»", при всей его широте охвата, весе и структурной целостности, не является серьезной книгой, потому что в ней не говорится ничего интересного, нового или правдивого о людях. В нем рассказывается по существу тривиальная история. Приятное всегда хорошо, а плохое - всегда плохо. Льюис происходит из другой традиции: в книгах Нарнии он борется с большими идеями. Мне не нравятся его выводы, потому что он, кажется, рекомендует поклоняться богу, который фашист и хулиган, который не любит людей разного цвета кожи, и который считает женщин менее ценными. И это бог, который ненавидит жизнь, потому что отрицает жизнь детей. В последней книге Нарнии он дарит детям в конце семестра удовольствие быть убитыми в железнодорожной аварии, чтобы они смогли попасть на небеса. Это грязная вещь. Сьюзан закрыта от спасения, потому что она делает то же самое, что и любой другой ребенок, который когда-либо родился - она начинает чувствовать развивающиеся изменения в своем теле и их влияние на противоположный пол. По всем этим причинам я глубоко не согласен с Льюисом и с выводами, к которым он приходит"
Вывод, к которому пришел Пульман, заключается в том, что люди в пределах своих возможностей реагируют различными способами. Его персонажи меняются, они делают выбор. Его дети, особенно, не все хорошие и не все плохие. Лира всю жизнь врала, но это не останавливает ее честность, когда она в ней нуждается; Уилл убил человека.
"Я не смотрю на таких детей, как Кеннет Грэхам или помощник прокурора Милн. Я слишком долго работал учителем, - говорит он. "Я ясно смотрю на них. Мне нравится современное, не сентиментальное письмо для детей таких авторов, как Энн Файн и Жаклин Уилсон, где они бывают как хорошими, так и плохими. Я также ценю этапы взросления. Неизбежный факт, что мы будем расти. Но это вселяет надежду"
Подведем итог - окончание книги было горько-сладким, но настолько чувствительным и верным персонажам, что у меня на глаза навернулись слезы. Удивительно увлекательный и настолько набитый взрывными сюжетными линиями, что вам будет трудно подавить их в себе.