Задаваясь этим вопросом человек может иметь ввиду жизнь отдельного организма или жизнь на Земле в целом. Но если сосредоточиться на сути явления, то она одна, как если бы мы спрашивали, что такое вода. Ведь мы хотели бы узнать ответ, подходящий и для океана и для ручья, не правда ли? А почему знать ответ на этот вопрос так важно для нас? Видимо это один из первых вопросов среди тех, которые любой человек вынужденно ставит перед собой и необходимо находит для себя какой-либо ответ.
Один из первых вопросов
С самого рождения мы понимаем, что вокруг нас что-то есть, данные, идущие от наших глаз и других органов чувств сигнализируют нам об этом. Более того, инстинкты подталкивают нас обмениваться с этим чем-то, что можно условно назвать внешним для нас миром различными веществами (пищей, воздухом и так далее). Эмпирическим путём осознав, что именно и в каком количестве мы хотим получать от внешнего мира, мы либо сразу берем это, либо, если возникают какие-то трудности, начинаем искать. В процессе таких поисков мы обретаем первичное понимание того, как устроен мир и та его часть, где мы живём, как можно использовать то, из чего он состоит для получения желаемого. Когда же человек примерно осознаёт суть вещей вокруг себя он замечает, что все они делятся на две группы: то, что само по себе неизменно и пассивно и то, что постоянно меняется и, так или иначе, меняет внешний для себя мир, обмениваясь с ним какими-либо взаимодействиями (как и он сам). Так формируется интуитивное очевидное понимание отличие живого от неживого. Казалось бы это под силу любому разумному человеку. Но почему же тогда с древнейших времён даже самым прославленным мудрецам не удавалось дать точное всеобъемлющее определение жизни?
Что такое жизнь на заре человеческой цивилизации
На самом деле учёные древнего мира постепенно и с разных сторон подходили к пониманию сути жизни, а сложности были связаны с несколькими факторами. Один из них - отсутствие технологий для исследования внутренней структуры живых тканей не позволяло увидеть чётких системных свойств и отличий и рождало почву для многих противоречивых, но часто пророческих фантазий и спекулятивных размышлений. При этом жизнь всегда хотелось понимать во всей сложности её внутренней структуры на всех уровнях в настоящем моменте, а также, откуда она пришла, через что прошла и куда движется. Стремясь вывести понимание жизни из понимания процесса её появления люди придумывали для него множество альтернативных описаний. Идея порождающего жизнь божественного творческого акта (креационизм) отделяла живых существ от материального мира, определяя их сосудами особой «жизненной силы». Сторонники материалистического подхода предполагали развитие живого из неживого под влиянием естественных факторов и представляли себе живых существ, как синтезы стихий (огня, воздуха, воды и земли) в направлениях двух основных сил (любви и вражды). Таких воззрений придерживался в частности античный философ Эмпедокл, угадавший также эволюционное направление развития от простых растений к сложным животным через отбор особей, которые могли наиболее эффективно питаться и размножаться. Аристотель рассматривал жизнь общим планом. Отделяя различные виды живых существ по целям, которым они следуют в природе, как органы в организме, он заложил основу систематизации видов живых существ, создал аналог того, что сейчас называют «эволюционным древом». Выделил растений и животных (то, что сейчас в биологии соответствует двум из пяти царств домена эукариотов), а также позвоночных (в современной биологии подтип хордовых) и беспозвоночных животных. Видимо провести более масштабную классификацию ему помешало характерное для того времени отсутствие эффективных средств накопления и систематизации результатов наблюдений. Можно даже условно сказать, что Аристотель предугадал открытие генетического кода ДНК. Это прослеживается во многих его идеях. Например, он утверждал, что «органический рост – это актуализация возможностей, скрытых в исходной материи». Дальнейшие два тысячелетия человеческой истории с точки зрения изучения жизни можно рассматривать, как эпоху накопления данных и поиска интересных следствий и ответвлений от теорий сформированных великими мыслителями античности. Анатомы и врачи исследовали специфику строения и функционирования организма и органов человека и других существ. Постепенное повышение влияния креационизма в ту эпоху снижало количество научных мыслителей и их возможности, для формирования принципиально новых идей. Усилия в направлении понимания сути жизни часто заменялись простой формулировкой «жизнь создал бог» и дальше мысль двигалась уже в направлении понимания бога, его целей, специфики взаимодействия с людьми, необъяснимых чудес, иррациональных ритуалов и так далее. Но даже в рамках религиозных размышлений люди, так или иначе, развивали идеи философов античности (часто служившие основой религиозных текстов).
Возрождение интереса к жизни
Пройдя тысячи лет скитаний по закоулкам радикального креационизма начиная с эпохи Возрождения (XV-XVI века) человечество нашло в себе силы вернуться ко многим замечательным направлениям развития научной, творческой и философской мысли, в том числе и к изучению сути жизни. В XVI веке в Европе появляются первые микроскопы, а уже в XVII веке Роберт Гук случайно открывает клеточную структуру жизни, а Антоний ван Левенгук – существование бактерий (новое царство жизни, и даже другой домен, относительно классифицированных Аристотелем царств). В XVIII веке Карл Линней обобщает и упорядочивает знания всего предыдущего периода развития биологической науки, создаёт единую систему классификации растительного и животного мира и в частности вводит понятие вид – как исходную единицу в систематике. В XIX веке окончательно сформулирована клеточная теория, постулирующая и доказывающая, что клетка является основной единицей любого организма, клетки животных растений и бактерий имеют сходное строение и всякая клетка происходит от другой клетки. Начинает изучаться внутренняя структура клетки из различных органелл. Понимание внутренней структуры и систематизация живых организмов стали толчком для нового этапа в развитии понимания жизни – эволюционной теории.
Эволюционная теория – вершина понимания сути жизни
Формирование эволюционной теории начали Ламарк и Дарвин в первой половине XIX века, оно происходит до сих пор и кажется только набирает обороты. Эволюционная теория показывает динамическую структуру жизни максимально общим планом, через изучение циклов существования «веток» разных уровней эволюционного древа и динамических систем из этих «веток» (экосистем) в изменчивом внешнем мире (процесс естественного отбора). В конце XIX века открыты составляющие ядра клетки - молекулы ДНК и РНК. В течение всего последующего времени, вплоть до наших дней происходит изучения этих молекул, как основы информационного механизма любого живого организма, контролирующего подавляющее число базовых внутренних процессов его формирования и существования и являющегося переходящим звеном связи между поколениями. Расшифровываются генетические коды различных видов, разрабатываются механизмы редактирования генома. Изучением всего этого занимается наука генетика, являющаяся частью синтетической теории эволюции (СТЭ), наряду с классическим дарвинизмом. Эволюционное древо в представлении СТЭ - как сверхсложный единый живой организм, который сохраняет себя и развивается (использует открывшиеся новые возможности) путём частичного изменения себя (регуляция скорости потока мутаций между поколениями и межвидового дрейфа генов) в зависимости от значимости текущих изменений внешнего мира (которая определяется динамикой численности популяций наиболее подверженных этим изменениям «веток»). Проще говоря, жизнь в целом – это многоуровневая система изучения и использования влияний внешнего мира, для сохранения и развития себя в нём. Жизнь, так или иначе, приспособилась практически ко всем процессам на поверхности Земли (например, круговорот воды, углерода и других веществ в природе), а главное использует и даже контролирует их. Жизнь осваивает природу на макро и микро масштабах и кажется очевидным, что освоение космоса и другие дерзновения человечества – это тоже направления развития жизни в целом.