Из воспоминаний фронтовика Коваленко В.И.
Шел 42-й-наиболее трудный и тяжелый в военном плане для страны. Противник подготавливал операцию на Курско-Белгородском выступающем участке. Возводились укрепления, ничего подобного до этого не осуществлялось. С марта началось накопление военных сил с двух сторон. В июне все стихло и наступила страшная тишина.
И вот развернулись бои. Фрицы не жалели техники, шли нагло вперед, поэтому много потом оставили ее на поле. Иногда не возможно было проехать в необходимом направлении, кругом дымились гитлеровские и наши танки. После пары дней на высоту в километр висела пыль, ничего не видно. Самолеты в слепую бомбили. Один гром от гудения техники и от взрывов стоял, разговаривать было невозможно. Все крики совместились в один звук. Все горит, где-то недалеко взрывается. И так каждый раз до ночи, пока не начнет утихать бой.
Наш корпус не вводили. Когда давление немцев начало ослабевать, корпус пошел в наступление. Мы объезжали стоящие танки рванули вперед. Очень туго было под Прохоровкой. Фугасные снаряды крылья и фары с машины сбили, все что хорошо не закрепили. Мы тогда успели десант снять. Пошли в бой и сразу порвало гусеницу. Во время боя ремонтировали...
Когда танк идет по ухабам, он очень качается, очень трудно в машину попасть. Влетели в рощу и сразу подбили самоходку. Наблюдаю, как из люков выпрыгивают фрицы и уничтожаю огнем. Появились и остальные гитлеровские танки. Командую Овечкину: "Давай в борт "Тигру"!". Не успеваю сообразить, как "Тигр" теряет гусеницу и он стал дымить. Первый бой был для нас удачным и жутким. Потом уже так не боялся и не нервничал. От Прохоровки продвигались с боями до Днепра.
Один эпизод из наступления в Белоруссии запомнился. Около Борисова большой мост, его фрицы хорошо охраняли. Подошли к мосту, выслали разведку, доложила что проезд открыт. Павел Рак вызвался пройти по нему в город. И вот этот экипаж рванул через мост. На наших глазах он уже пролетел середину моста, произошел подрыв. Мост первоначально взлетел, далее рухнул. Танк оказался на немецкой стороне. Мы оказать помощь не могли.
Пока сутки наводили понтонный мост, экипаж танка колесил по городу, наводил переполох среди немцев. По рассказам местных, фрицы спали. Узнав, что русские танки в городе, в панике в кальсонах из окон прыгали, лишь бы спастись... Экипаж поджег спичечный завод и массу других объектов. Пылал весь Борисов.
И фрицы на технике за нашим танком по всему городу гонялись. Вечером экипаж вернулся к реке без снарядов, решили уходить вплавь. Их в упор расстрелял гитлеровский танк, весь экипаж на наших глазах погиб. Когда вошли в Борисов, обо всем поведали горожане. На въезде в город установлен памятник героям освободившим город.
P.S. Танк ИС-2 поставили в память о рейде танка Т-34-85 под командованием Павла Рака. Танк 30.07.1944 г. смог ворваться в город по автомосту. В течении шестнадцати часов он воевал с гитлеровцами в городе. Около берега он сжег бронетранспортер набитый пехотой, далее проутюжил батарею зениток. Прошли в центр и расстреляли комендатуру. Вдавил в мостовую припаркованные машины и автобус. Вышли на станцию и вывел из строя паровозы, блокировали составы. Потом передавил батарею. Противник против одного отправил несколько танков и самоходок. Танк с экипажем погиб. Лейтенанту П.Н.Рак, мехводу А.А.Петряеву, стрелку А.И.Данилову присвоили Героев. Тела захоронили на кладбище в Борисове. Памятник поставили в 50-х и вместо Т-34-85 поставили ИС-2. В ноябре 2018 г. танк демонтировали, отвезли на завод.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
ВОЕВАЛ С БАБОЙ
НАСТУПАЕМ
СВОИ ТАНКИ БРОСИЛИ