Чтобы не тянуть кота за хвост, просто начну с темы дистанционного (онлайн) образования. Вот, в нём родимом и будущее. Конечно, с кое-какими нюансами.
Дистанционное вместо реального
Прямо перед самым началом учебного года в нашей частной школе (кстати, теперь принято называть школу independent или 'независимой' в США, если она платная) одна моя коллега узнала, что не будет вести курс истории искусства. Для неё это было большим обломом, так как класс тот был шестым, то есть сверхурочным и с добавкой к зарплате. Узнай она о таком решении в июне, можно было бы свои финансы по-другому распланировать, а тут, прямо в конце августа, такая новость...
Понять администрацию очень легко, потому что на тот курс записалось всего 2-3 человека. Зачем платить учителю большие деньги за работу с таким количеством учеников? Но не всё так просто. Школа-то частная, где родители платят бешеные деньги за обучение, и если их чадо записалось на какой-то предмет, а потом этот предмет отменили, то родителям надо что-то вразумительное сказать. А сказали следующее: этот предмет можно взять онлайн.
В этом семестре и у меня намечались сверхурочные: устройство правительства США (U.S. Government and Politics), на которое записалось всего четыре ученика. В прошлом году было столько же учеников, и уроки состоялись. В этом году было у меня предчувствие, что жить надо немного по-скромнее и не делать лишних покупок. Предчувствие оправдалось. О том, что устройство правительства отменили, я узнал, вообще, случайно да ещё и после начала учебного года. Как будто забыли поставить в известность. В том, что отменили, логика железная, только не сказали, а будет ли возможность у учеников пройти мой курс онлайн. Скорее всего, будет.
Outsourcing
Кстати, учёба онлайн тут не означает учёбу под руководством наших же учителей, только дистанционным способом. Нет, этим занимается отдельная организация, созданная педагогами и отцами-основателями, один из которых потом занял ведущее место в администрации нашей школы. Пару лет назад, вся наша школа однажды получила коллективное письмо благодарности из той организации, мол, какие мы молодцы, что выбрали сотрудничество с ней, только, вот, никто понятия не имел, что кто-то нашу школу подписал на такое сотрудничество. Большинство забыло об этом инциденте, а у меня он из головы не выходил.
У кого лишние деньги на платное обучение?
И, вот, тут я начну водить вилами по воде, чтобы попытаться понять вектор развития не только моей школы, но и всего платного образования в США. После финансового кризиса 2008 года, многие школы просто обанкротились, так как у родителей денег лишних не было. Школы, оставшиеся на плаву, урезали число одних сотрудников и нагрузили других сверхурочными. При этом, стоимость обучения как росла опережая инфляцию, так и продолжала расти дальше.
Сейчас всё больше и больше разговоров идёт об очередной рецессии, а кто-то и краски сгущает, предвещая полный обвал и депрессию. Если цикличность рынка ещё не отменили, то очередной 2008-й должен состояться. Школы и так держатся за те семьи, которые платят полностью, боясь их потерять, а тут растёт вероятность того, что, в конце концов, потеряют в следующей волне кризиса.
Economy of scale: брать не ценой, а количеством
Что делать? А надо сделать им выгодное предложение остаться. Выгодное для кого? Для родителей. А для школы? Оказывается, выгодным предложение может быть для всех (кроме учителей, правда).
Что если предложить ученикам ещё больше предметов в режиме онлайн, а брать с них намного меньше? Когда ученик получит свой диплом об окончании учёбы, кому какое дело до того, как он прошёл этот предмет? На дипломе будет красоваться название престижной школы. Советники по вузам (college counselors) устроят ученика в престижный университет. Помимо всего этого, школа может набрать намного больше учеников, чем у неё сегодня, если большинство из них будет обучаться дистанционно.
А учителя?
Конечно, встаёт вопрос: а что делать с учителями? На этот вопрос у меня ответа чёткого нет. Переквалифицироваться в учителей онлайн? Поменять профессию пока не поздно? Если оставаться в школе, то, скорее всего, упор будет делаться на так называемую социально-эмоциональную сторону педагогики. Это и так уже прослеживается во многих школах, особенно частных. Главное, чтобы ученику было в кайф учиться, то есть находиться в школе.
Цели учёбы тоже меняются, что является отдельной темой. Учителя могут превратиться в координаторов разных видов деятельности учеников. Старомодного преподавания с личным общением учителя с учениками останется всё меньше и меньше, так как оно либо слишком дорогое (учителям платить надо), либо ученикам оно и так не надо. Ну, не в кайф на уроке сидеть и мозги напрягать.
Ещё более элитное образование
А напоследок надо всё-таки сказать, что личное общение учеников с учителями останется, только оно станет элитным. Только самые богатые и в то же время самые целеустремлённые и любознательные будут учиться под руководством опытных педагогов. В общем, будет примерно так, как это было в той России, где только самые богатые и продвинутые дворяне давали шикарное образование своим детям. Иногда будут и Ломоносовы появляться, но это, так, в виде исключения.
Если Вас интересуют школы муниципальные и частные в США, то жмите сюда.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, если нравится его содержание. Делитесь вопросами и комментариями. До новых встреч!