В первой части мы разобрались в технических особенностях простейших аппаратов для создания движущихся картинок. Но для кино надо было заменить в аппарате Плато рисунки фотографиями.
Нисефор Ниепсе, отставной офицер французской армии, в 1824 году открыл процесс, названный им гелиографией, но он был совершенно неспособен коммерчески эксплуатировать его, а потому стал искать компаньона. Знакомый свел его с Дагерром.
К сожалению, в 1833 году Ниепсе умер и Даггер продолжил работу один. Он использовал пары йода для очувствления посеребренной медной пластинки и пары ртути для закрепления полученного изображения. Этот новый процесс он назвал дагерротипией.
Европа увлеченно подхватило новое открытие. Фотографировали, согласно указаниям изобретателей, памятники и пейзажи. Если предметы были «фотогеничны», время выдержки не превышало получаса. После того получали единственный оттиск, обходившийся очень дорого, так как приходилось нанимать тележку для перевозки на место съемки аппарата, весившего больше 25 килограммов, специальных кассет, ванночек, ртутных камер, треножников и т. п.
В 1840 году Шевалье усовершенствовали объектив, и время выдержки снизилось до 20 минут. Теперь можно было уже снимать первые портреты, но для этого надо было заставить несчастные модели быть совершенно неподвижными под палящими лучами солнца. Обычно люди всё-таки не выдерживали и закрывали глаза.
В 1841 году Клодэ, французскому оптику, который в Лондоне применял способ Дагерра, удалось повысить чувствительность пластинок, смешивая йод с бромом и хлором. Время выдержки снизилось до одной минуты. Стало сравнительно легко делать портреты.
Это далеко на все учёные, которые работали над первыми "фотографиями" . Я перечислила только некоторые имена из всего списка.
Первые опыты движущейся фотографии относятся к 1851 году, ко времени, когда были выпущены в продажу первые фотографические стереоскопы.
Стереоскоп был изобретен в 1838 г. англичанином Уитстоном, который использовал для него геометрические фигуры. В 1844 г. его соотечественник Брюстер усовершенствовал аппарат и заказал его изготовление для продажи оптику Дюбоску в Париже. Дюбоску первому пришла идея употребить вместо геометрических фигур фотографию. Благодаря этому нововведению стереоскоп стал безумно популярным.
Наконец фотография вышла из лабораторий оптиков и стала профессией. Поскольку применение ее в стереоскопе имело блестящие коммерческие результаты, возникла мысль о применении ее в фенакистископе (об этом механизме мы говорили в первой части материала). Уменьшение выдержки и возможность создания множества "снимков" представляли большие удобства. Дюбоску и его современникам удалось, хотя и не в полной мере, оживить фотографию. Но они и подумать не могли о том, чтобы производить съемку на природе.
В 1851–1852 годах хотя бы относительно моментальный фотографический снимок зависел от исключительного стечения благоприятных обстоятельств, и нельзя было рассчитывать наверняка повторить это чудо несколько раз подряд даже в ателье.
В 1870 году Генри Ренно Хейл из Колумбуса (штат Огайо) организовал первый в истории публичный сеанс живой фотографии. Он пользовался фазматропом — волшебным фонарем, проецирующим диапозитивы, размещенные на диске. На диске Хейла было восемнадцать изображений: три серии из шести последовательных фаз движения вальсирующей пары.
Хейл демонстрировал свой фазматроп на благотворительном спектакле, организованном в Филадельфии «Обществом молодых людей» при евангелической церкви св. Марка. Демонстрация «живых фотографий» принесла 650 долларов. В последствие ни одна из подобных попыток не имела большого успеха.
Между тем эти слабые попытки оживить фотографии уже подали некоторым изобретателям мысль снимать движущиеся фотографии, что и привело, как мы увидим, к замечательным открытиям.
Продолжение следует...
Читайте также: