Найти в Дзене
Кочерга

Русские творители кирпича-плинфы

Оглавление

Да, это удивительное слово - плинфотворители может показаться странным, но так на Руси называли изготовителей плинфы - древнего кирпича. Иногда это были мастера одиночки, а чаще - артели мастеров, занимающиеся изготовлением и кладкой из плинфы.

Свод церкви Иоана Предтечи в Керчи полностью выложен из узкой плинфы.
Свод церкви Иоана Предтечи в Керчи полностью выложен из узкой плинфы.

В результате раскопок первые отечественные здания из плинфы датируются Х веком. Это были церкви и жилые, общественные помещения.

Технология производства плинфы различалось от мастера к мастеру, кто-то применял неразборные формы для создания изделий, кто-то делал разборные, но без верха и дна. В результате раскопок найдены плинфы, на поверхности которых сохранились отпечатки детских ножек и собачих лап, а с другой стороны отпечатки травы и пекса. А все потому, что перед обжигом плинфу просто раскладывали для сушки на воздухе.

иллюстрация Л. Яницкого
иллюстрация Л. Яницкого

Состав, их которого делали плинфу, сильно отличается от современного состава для кирпичей. Готовили его из глины с малым содержанием песка с добавлением извести. в результате этого обожженные плинфы больше походили на глиняную посуду, а на изломе имели мраморную окраску.

Форма плинфы была от квадратной до прямоугольной, единого стандарта не существовало, каждая артель делала свой эксклюзивный размер плинфы. Часто на торцах ставили клеймо, авторский знак, это могли быть буквицы, птички, ломаные линии, комбинации кругов, стрел и множество иных знаков. Иногда клеймо означало имя заказчика (князя, боярина), по заказу которого делали плинфу.

Знаки на торцах плинфы, фото из интернета.
Знаки на торцах плинфы, фото из интернета.

Отличалась также толщина плинфы, если применяемая в X веке плинфа довольно тонкая, около 3-4 см, то к XIII веку она выросла до 5-6 см. Это произошло по причине усовершенствования технологии обжига.

Древние русские мастера умели вырабатывать плинфу двух основных расцветок - красную (оттенки от розовой до темно-коричневой) и желто-белую. Цвет зависел от глины, из которой творили плинфу.

А еще для отделки полов в по аналогичной технологии создавали поливную цветную плитку (особенно ею славились Белгородские мастера). Служили такие полы сотнями лет (во многих старинных церквях до сих пор они прекрасно сохранились).

Поливная разноцветная плитка для пола в церкви Иоана Предтечи в Ярославле.
Поливная разноцветная плитка для пола в церкви Иоана Предтечи в Ярославле.

Специфическая кладка

Кладка из кирпича плинф также была необычной, до XII века применялась технология, когда каждый четный ряд сдвигался на несклько сантиметров вглубь кладки и создавалось ощущение, что расстояние между плинфами вдвое больше толщины кирпича. Получившуюся полость заполняли раствором, такая кладка давала приемущество в прочности (перехлест) и эстетически выгодно смотрелась со стрельчатыми, вытянутыми вертикально окнами и дверьми.

Кладка из плинфы в разрезе, иллюстрация Л. Яницкого.
Кладка из плинфы в разрезе, иллюстрация Л. Яницкого.

Раствор-цемянка

Для кладки делали раствор-цемянку, в его состав входила известь, в которую добавляли мелко толченый кирпич (бракованный/битый), песок и древесный уголь. Кирпичная пыль окрашивала цемянку в розовый цвет, но для внутренней отделки использовали немного другой состав.

Технология строительства из плинфы за несколько столетий на Руси сделала большой скачек, изменился и сам процесс изготовления плинфы и методика кладки, но, как показывает история, материал этот очень прочный и способный стоять тысячелетиями.