В чем смысл творчества Ай Вэйвэя?
Ай Вэйвэй – главный китайский художник современности. Борец против системы, бунтарь, один из самых влиятельных людей мира по версии журнала Times. Здесь всё, что вы должны знать о рок-звезде из мира архитектуры.
Источник: https://www.imdb.com/
1. Отец Вэйвэя – знаменитый поэт, отправленный в ссылку на 17 лет вместе со своей семьей. Ай Цин не угодил китайским властям, которых раздражало инакомыслие поэта. За это он был изгнан на северокорейскую границу, где в местных провинциях был вынужден убирать общественные сортиры. Все детство Ай Вэйвэй наблюдал за тем, как отец старательно, до блеска чистит деревенские уборные. Он считал, что все, за что ты берешься, нужно делать безупречно.
Времени на образование у Вэйвэя не было. Главное, о чем он думал – это выживание. К тому же, отец ограждал сына от запрещенных книг, боясь, что когда-нибудь он повторит его судьбу. Поэтому единственным источником образования для Ая была энциклопедия. Это единственная книга, которая сохранилась у семьи. Также маленький китаец учился изготавливать мебель и кирпичи, что, безусловно повлияло на его будущее.
2. Творческий путь Ай Вэйвэй начал в США, куда он поехал получать образование. Здесь он осваивает реди-мейд – создание произведений из предметов утилитарного обихода. Его первые работы – скрипка с рукояткой от лопаты (символ «культурной революции») и пальто с пришитым презервативом (посвящение проблеме СПИДа). Однако вскоре китайцу приходится вернуться на родину, чтобы попрощаться с умирающим отцом. Вэйвэй взглянул на Пекин новыми глазами, после Нью-Йорка сразу было видно, что здесь дефицит искусства. Ай самостоятельно решает эту проблему. Он начинает развивать творческую жизнь в Китае: открывает свою студию, делает выставки, издает книги.
3. В 1995 году Вэйвэй устраивает настоящий перфоманс – он разбивает антикварную вазу династии Хань и фиксирует это на фото. Артефакту было более 20 веков, китаец выложил за него несколько тысяч долларов. Все это было ради того, чтобы показать, как власти поступают с прошлым Китая. Ай проводил множество экспериментов с вазами, но после того случая, чаще всего, он их разрисовывал.
4. Вэйвэй не прошел и мимо того, что Китай захватил мир своими подделками. В 1999 году художник открыл студию под названием Fake. По его мнению, это слово отлично олицетворяет славу Китая, который сам превращается в одну большую подделку, уничтожая прошлое и фабрикуя судебные дела.
5. Мировое признание Вэйвэй получил на Венецианской Биеннале. Это дало ему силы на более смелые проекты, в которых отчетливо читался вызов китайской власти. Первую выставку в таком стиле Ай организовал совместно с другими китайскими концептуалистами. Посыл уже читается по ее названию – Fuck Off. Эта фраза относится, прежде всего, к символам государственной власти, которую китаец не уважает. Уже тогда правительство почувствовало угрозу и стало пристально следить за дальнейшими действиями художника.
6. Мало где любят борцов за правду. Это мы можем увидеть и на примере Вэйвэя. В 2008 году в Сычуане произошло страшное землетрясение, в котором погибло практически 90.000 людей. Одной из причин, по свидетельствам архитектора, были некачественные сейсмоуязвимые постройки. Власти пытались умолчать реальное количество жертв, что побудило Вэйвэя начать собственное расследование. Он опубликовал реальные данные и был жестоко избит полицейскими. Китаец попал в больницу с множеством травм. Ему пришлось отказаться от дальнейшего расследования.
7. Одной из самых известных инсталляций Вэйвэя стали «Семена подсолнечника». Ай заполнил зал лондонской галереи Тейт Модерн сотней миллионов фарфоровых семечек, расписанных вручную. Смысл инсталляции, как обычно, соотносится с китайской культурой. Фарфор – один из главных источников заработка для Поднебесной империи, он символизирует массовое производство. За изготовлением каждой семечки стоял огромный труд, который быстро обратился в пыль, прямо как и недолговечные подделки.
Подсолнух для китайцев также является и коммунистическим символом, отсылая нас к правлению Мао Цзэдуна. Тогда широко были распространены плакаты с изображением вождя в образе солнца, к которому тянутся люди-подсолнухи.
8. Еще одна инсталляция, созданная из материала для экспорта – «Тонна чая». Для ее осуществления действительно понадобилась тонна пуэра, который был спрессован до 1 кубометра. Это необычная дань Вэйвэя простому повседневному напитку.
9. В 2010 году Ай Вэйвэй подвергается преследованию. Полиция устанавливает в его доме и студии камеры наблюдения. Посты китайца в соцсетях также постоянно отслеживались. Вэйвэй жил в атмосфере тотального контроля, любой его шаг мог подвергнуться цензуре со стороны власти. Однако архитектор не мог просто сидеть на месте. Он принял ответные меры и сам начал отслеживать камеры и полицейских.
Физическим воплощением этого периода жизни китайца стала мраморная скульптура «Камера наблюдения». Вэйвэй немного очеловечил ее – визуально она напоминает голову и плечи.
10. Работа «Речные крабы» символизирует цензуру. 3000 тысячи членистоногих животных ручной работы топчут друг друга. Все они находятся в уязвимом положении.
Однажды на выставке посетитель случайно раздавил одного из крабов, невольно визуализировав картину того, как властный человек может подавить сопротивляющегося.
11. В 2010 году власти Китая приговорили к сносу новую студию Вэйвэя. Архитектор не стал отчаиваться и устроил праздник в честь этого. Он пригласил на мероприятие 800 человек и заказал 10.000 крабов (Да-да, это отсылка к его предыдущей работе). Конечно, это вызвало ярость чиновников и они посадили Вэйвэя под домашний арест. Не смотря на это, празднество все же состоялось, а трансляция велась по всему миру.
12. В 2011 году Ай Вэйвэй был арестован в аэропорту Пекина без объяснения причины. Его продержали под арестом 81 день. Через 2 года на Венецианской Биеннале китаец представил проект «Священный» - о жизни в тюрьме. Он наглядно показал свое прозябание в заключении. Сон, туалет, душ, еда, допрос – все под строгим наблюдением двух надзирателей.
13. Следующий проект Ая тоже имеет тюремный подтекст. Инсталляция «След» - это 176 портретов политических изгоев, среди которых Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела и Эдвард Сноуден. Картины сделаны из конструктора Лего прямо на полу галереи. Всех этих людей Вэйвэй считал героями своего времени.
14. В последние годы архитектор много внимания уделяет беженцам. В 2016 году перед австрийским дворцом Бельведер Вэйвэй представил инсталляцию «F. Лотос». В парковом пруду на плаву держится более 1000 спасательных жилетов, принадлежащих ближневосточным беженцам. Композиция из пяти предметов символизирует цветок лотоса.
15. В 2017 году в Праге открылась инсталляция Вэйвэя «Закон путешествия». Объект представляет собой огромную лодку и более 300 безликих фигур, одни из которых сидят в лодке, а другие – плавают в спасательных кругах. Инсталляция посвящена вынужденным беженцам, людям, переживающим глубокую трагедию.
В настоящее время Ай Вэйвэй продолжает движение в поддержку беженцев и активно ведет соцсети: в его Инстаграме (https://www.instagram.com/aiww/?hl=ru) более 21.000 публикаций. Он борется за права человека, освещает наиболее важные события и не боится идти против власть имущих. Вэйвэй вдохновляет людей по всему миру на большие дела. Он показывает на своем примере, что гениальное может быть простым и что при желании можно сделать все – даже научить кота самостоятельно открывать и закрывать дверь.
Автор: Яна Левхина
Понравилась статья? Подписывайтесь на наши ресурсы ;)