В путешествиях на поезде есть особая романтика: сидишь, любуешься чарующими пейзажами под ритмичный стук колес и не торопясь попиваешь чай, налитый в стакан в традиционном подстаканнике.
Наверное, немногим известно, когда появились самые первые подстаканники и с какого года их использовали в пассажирских поездах. Присаживайтесь поудобнее. Мы вам сейчас все расскажем.
История подстаканников начинается в Дореволюционной России – в середине XIX века, когда в русском обществе, согласно этикету, женщины пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины – из стеклянных стаканов. Однако последние столкнулись с трудностями: чай наливают горячий – раскаленный стакан держать в руке невозможно. Тогда и придумали сделать подстаканник. Новый предмет посуды не был искусно украшен: подстаканники изготавливали из латуни и дизайну не придавали особого значения. Тогда за дело взялись ювелиры: мастера делали подстаканники из дорогих металлов и начали украшать их орнаментами и рисунками, наносить эмаль. Подстаканники становятся символом благополучия и аристократичности.
Использовать подстаканники на железной дороге начали в конце XIX века – в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Сергея Витте. Первые подстаканники, вероятнее всего, предназначались пассажирам первого класса. Согласно историческим документам, изделия украшали драгоценными камнями, золотом и были необычного дизайна, да и стоимость таких подстаканников выливалась в кругленькую цифру. Вопрос решает купец Александр Кольчугин. Предприниматель открыл крупное производство во Владимирской области и взялся поставлять на железную дорогу подстаканники: изделия изготавливали из недорогих металлов – подстаканники стали легче. Подстаканники назвали в честь создателя – кольчугинские – и массово используются на железной дороге по сегодняшний день.
Очень точно об использовании подстаканников написано в книге А.Б. Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог»:
«Но до революции всё это было штучным, малотиражным, для избранной публики. Любопытно, что железная дорога до сих пор не отказывается от традиции чаепития в вагоне; чай подают именно в стакане с подстаканником, а не в чашке. Без вагонного стакана и подстаканника железная дорога — словно стихи без рифм…»
(Отрывок из книги «Повседневная жизнь российских железных дорог»).
Также есть информация, что был дореволюционный документ «О запрете торговли чаем проводникам пассажирских вагонов». К сожалению, текст запрета и дата публикации неизвестны. Сохранилось только название документа и его номер.
В Советском Союзе, когда ароматным горячим напитком мог насладиться каждый пассажир, производство подстаканников поставили на поток. Выпуском изделий занимается более 30 предприятий Подстаканники до сих пор пользуются популярностью у пассажиров: чай предлагают в поездах дальнего следования.
По данным Федеральной пассажирской компании, только за 2016 год пассажиры поездов дальнего следования выпили около трех миллионов литров чая, для чего требуется 14 миллионов 354 тысячи стаканов.
Туристов экскурсий на ретропоезде с паровозом во главе от «РЖД Тур» тоже угощают чаем. После насыщенной программы путешественники могут полакомиться угощения, запивая их ароматным напитком. С начала 2019 года наши туристы выпили больше 7 тысяч литров чая, которые были разлиты в 3,5 тысячи стаканов в кольчугинских подстаканниках.