Вопрос появления подключенных устройств, генерирующих огромный массив полезной информации и обменивающихся ею с другими устройствами в режиме реального времени, будет означать полноценную трансформацию нашего постиндустриального общества к тем принципам и идеалам, которые мы сейчас называем Индустрия 4.0.
Исследователи Кембриджского университета провели эксперимент с масштабными роботизированными моделями коммерчески доступных автомобилей. Беспилотники запустили по многополосной трассе и наблюдали за изменением потока движения при остановке одной из машин. В ходе эксперимента удалось доказать, что в случае движения по дороге только беспилотных автомобилей, это может улучшить пропускную способность дорог не менее чем на 35%. Так, если беспилотник не координировал свои действия на дороге с другими беспилотниками (о замедлении или увеличении скорости движения, остановках, перестройке, поворотах и т. п.), автомобили, двигавшиеся за ним, были вынуждены менять свой темп движения (останавливаться или замедляться для перестраивания в соседнюю полосу), за остановившимся автомобилем быстро образовывалась пробка и общий поток движения также замедлялся. Результаты эксперимента были представлены 19.05.2019 на Международной конференции по робототехнике и автоматизации (International Conference on Robot-ics and Automation, ICRA) в Монреале.
Рассматриваемое исследование Кембриджского университета по объединению беспилотного транспорта в одну «живую» сеть подтверждает теорию о том, что осмысленное движение действует намного эффективнее хаотичного. И такой своеобразный умный рой беспилотников, по аналогии с миром насекомых, будет выполнять свои задачи гораздо эффективнее не только чем автомобили с людьми-водителями, которым необходимо периодически останавливаться и отдыхать от достаточно монотонной работы, но и эффективнее чем те же беспилотные автомобили, но не соединенные в одну экосистему и не имеющие возможности прямого обмена данными.
Разумеется, что для того, чтобы технология проявила свои преимущества, одних испытаний в тепличных условиях недостаточно, и помимо вопроса взаимодействия беспилотников между собой, что само по себе является пока дискуссионным вопросом, будет появляться и множество побочных задач, без решения которых применение данной технологии будет осложнено. В частности, первая задача, которую надо будет решить, как верно было отмечено в исследованиях Кембриджского университета, будет вопрос применения единого стандарта обмена информацией и координации действий беспилотников. Второй вопрос – создание умной инфраструктуры, в том числе умных дорог, которые будут способствовать обмену информации и выступать гарантом безопасности применения беспилотников, работая в формате дублирующих систем. Ну и в-третьих, вопрос строительства не только умной инфраструктуры, но и отдельных дорог, на которые доступ не беспилотных автомобилей будет запрещен.
Тем не менее, все вышеописанные задачи являются абсолютно разрешимыми. Единственной проблемной точкой данной технологии, над решением которой еще предстоит серьезно поработать, является необходимость чтобы вещь всегда была подключенной, то есть находилась в сети, т.к. при потере сигнала часть данных может быть утеряна и не передана корректно, что в свою очередь разрушит всю схему применения такого умного роя. Технология передачи данных по протоколам 5G возможно решила бы данный вопрос, но вопрос ее применение все еще остается открытым, т.к. впервые за всю историю развития телекоммуникации у новой и несомненно полезной технологии появилось такое количество противников. Однако, работа над созданием устойчивого сигнала повсеместно, где будет применяться такая умная технология контроля беспилотного транспорта будет очередной задачей, которую предстоит решить на пути к созданию «мира будущего».