Уже давно я обещала рассказать о Стеклярусном кабинете Екатерины II в Китайском дворце. Китайский дворец входит в комплекс Собственной дачи Екатерины II в Ораниенбауме.
Стеклярусный кабинет в Китайском дворце по праву считается одним из самых уникальных интерьеров в мире. Екатерина начала его создавать, когда уже стала императрицей, после дворцового переворота 28 июня 1762 года.
Именно в это лето 9 вышивальщиц-золотошвей под руководством француженки, мастерицы своего дела, Мари де Шель, начали трудиться над сюжетами полотен для Стеклярусного кабинета императрицы.
Сюжеты панно выдержаны в китайском стиле, ни один рисунок не повторяется. Цапли, китайские зонтики, колокольчики, фонарики, бабочки... Автор картонов с сюжетами - Серафино Бароцци.
На фон горизонтальными рядами нашиты около 2 миллионов (!) стеклярусных трубочек, нанизанных на нитки. Все трубочки разной длины - от 2-3 до 11-13 см. Стеклярус был изготовлен из молочного стекла, все работы проводились на мозаичной фабрике Ломоносова, которая находилась в окрестностях Ораниенбаума.
Вышивка выполнена синелью - это шелковые разноцветные нитки, которые накручивались на тонкую хлопчатобумажную основу или даже на тончайшую проволоку, с образованием небольшого ворса. Синель примечательна тем, что своей бархатной структурой создает эффект объемности вышивки.
При этом надо сказать, что Мари де Шель - псевдоним бывшей актрисы, которая оказалась в Петербурге в составе театральной труппы. Мария великолепно владела техникой такой вышивки, родина которой - Франция. Долгое время даже считалось, что эти панно были изготовлены именно во Франции.
Мари де Шель обучала работниц, при этом и сама тоже вышивала. Эти чудесные панно были созданы всего за 2 года.
С первого взгляда Стеклярусный кабинет не производит ожидаемого эффекта - серый фон, вышивка... Кажется - красиво, не более того. Но стоит подойти поближе и приглядеться, как все меняется.
Панно заключены в резные рамы, имитирующие стволы деревьев. Это искуснейшая работа русских мастеров. Почему искуснейшая? Некоторые завитки достигают 18 см, и они не составные, а вырезаны из единого ствола дуба!
В первоначальном виде Стеклярусный кабинет выглядел еще более волшебно, потому что под панно были панели лазоревого стекла, украшенные золоченым орнаментом. Пол был мозаичный, стеклянный, смальтовый.
Сегодня панелей нет, а мозаичный пол был заменен на паркет, выполненный по тому же рисунку.
3 мозаичных стола в интерьере Стеклярусного кабинета подлинные. Столешницы были изготовлены из смальты по рецептам самого Ломоносова мастерами Петергофской гранильной фабрики.
Стеклярусный кабинет - великолепный образец стиля рококо - сохранил свою уникальную отделку в первоначальном виде. В процессе реставрации стеклярус почистили, подтянули ослабленные нити, провели некоторые работы с вышивкой. Сегодня все 12 панно выглядят так же, как и в момент создания.
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу».
Еще об Ораниенбауме:
Что посмотреть в Ломоносове: как выглядит музей-заповедник «Ораниенбаум»
Непростая судьба Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме
Как выглядит Большой Меншиковский дворец внутри
Как выглядят парадные залы Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме
Как выглядят парадные интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме