И снова Михаил Харитонов, но на этот раз в отличие от "Дракона XXI" не альтернатива шварцевскому "Дракону", а скорее его продолжение -- "Возвращение Ланцелота":
"И только сейчас, когда я постарел и почти потерял вкус к сочинительству, мне стало понятно, в чём же состоит секрет пьесы, куда ведёт заданная в ней логика, ну и, наконец, самое главное - что же такое Дракон и в чём состоит победа над ним."
Как и следует ожидать, достаточно мрачная история демократического развития освобождённого от тоталитарного Дракона правового приватизированного города. Ей-Богу, сразу повеяло святыми 90-ми, да так повеяло, что хоть святых выноси. И уже не столь однозначен ответ на вопрос, кто же всё-таки лучше -- Дракон XXI или пришедший ему на смену Великий Саламандр (привет Чапеку):
"ШАРЛЕМАНЬ. Если всё происходит, как нужно человечкам - тогда таким, как я, нет места в мире. Поэтому вы живёте так, как нужно нам. Так было, так есть и так будет. Всегда.
ЛАНЦЕЛОТ. То есть вы тормозите нашу историю и уродуете нашу жизнь, чтобы уютно устроиться в этом зазоре?
ШАРЛЕМАНЬ. Тормозим и уродуем? Мы говорим - улучшаем. Как улучшается рыба, становясь балыком. Но рыбе трудно объяснить, что такое балык."
Короче говоря, вовсе не Дракон уродует души, делая их безрукими, безногими, глухонемыми, цепными, легавыми: на долю Дракона обычно выпадает быть жупелом и козлом отпущения. Но надо терпеть, цепные и легавые свободные граждане свободного города, иначе вернётся фермер Джонс Дракон.