В течение столетия участие в автосалонах было важнейшей частью автомобильного бизнеса. Они привлекали огромное количество посетителей, давали возможность прямого общения производителей с покупателями. Каждое мотор-шоу являло собой праздник, который дарил радость не только непосредственно вовлеченным в эту отрасль, но и всем любителям автомобилей. Там демонстрировались новинки, организовывались встречи в руководителями концернов, которых простой человек в другое время мог увидеть разве что на страницах журналов.
Однако сейчас автомобилестроение переживает если не кризис, то определенную стагнацию . Продажи повсеместно падают – по итогам восьми месяцев этого года они сократились в США на 1,2%, в Европе – на 3,6%, в Китае – на 11%. Про Россию и говорить нечего, тут дела совсем худы – минус 2,3%. И это после грандиозного падения в 2013 – 2016 годов. Самым популярным словом в автомобильной индустрии становится «сокращение». Сокращаются рабочие места, останавливаются заводы.
Коснулось сокращение и автосалонов. Крупнейшие мировые бренды отказываются принимать в них участие. К примеру, на Франкфурт-2019, прошедший в минувшем месяце, не удосужились заявиться марки, входящие в группы Peugeot-Citroen и Fiat-Chrysler, а также Toyota и Nissan, KIA и Volvo. Компания BMW сократила свой выставочный бюджет на две трети, Daimler – на треть. У всех участников ощущался дефицит новинок, вместо которых посетителям демонстрировались странные концепт-кары и заумные технологические решения. И это вовсе не случайность, а целенаправленная политика, о которой, в частности, упомянул финансовый директор BMW Николас Петер:
«Значение салонов изменилась. В будущем нужно будет уделять меньше внимания продукту, а больше технологиям».
Началось все не вчера. Столь же уныл и беден был Парижский автосалон 2018 года. Ford, Fiat и Volkswagen там вообще не появились. На стенде Volvo не было представлено ни одного автомобиля, а вместо этого компания Luminar демонстрировала свои достижения в технологии LiDar, которая использует лазеры для ориентирования автономных транспортных средств. Гвоздем же программы оказался VinFast – первый кроссовер, который будут собирать во Вьетнаме. На безрыбье и рак – рыба.
Первопричина такого отношения к автосалонам, естественно, кроется в деньгах. Как правило, отдача от участия в международном мотор-шоу высокого уровня не стоит затраченных средств. А стоимость участия, включая организацию конференции, освещение, музыку, питание и прочее, может составлять и полмиллиона долларов, и намного больше.
Организаторы шоу зарабатывают хорошие деньги, взимая плату за выставочные площади и за вход посетителей, но нужна ли автопроизводителям такая бессмысленная трата денег? Зачем им демонстрировать автомобили радостным ботаникам с низким доходом, которые все рано не смогут приобрести их продукцию? Кроме того, внимание освещающих мероприятие журналистов слишком рассеивается из-за огромного числа экспонентов, и каждой отдельно взятой марке его достается мизер.
«Автосалоны мертвы, – это резкое заявление сделал не кто иной, как Герберт Дисс, генеральный директор Volkswagen. – Они – продукт 1960-х годов, и уже не столь актуальны… Они не приносят нам того, что хотим мы, и не приносят того, что хотят покупатели автомобилей».
Марк Данке, представитель Audi, считает, что приглашение журналистов на разовое мероприятие, где они проведут день или два, знакомясь с новинкой, гораздо более эффективный путь для привлечения внимания общественности. Компании все активнее используют онлайновые трансляции и презентации в Facebook, YouTube и Instagram.
И в принципе интерес к автомобилям падает, чему способствуют разнообразные программы замены личного автотранспорта общественным – в том числе, каршеринг или разнообразные сервисы по поиску попутчиков.
Читайте также:
На сколько за 10 лет подорожали три популярных премиальных кроссовера
На сколько 5 самых популярных автомобилей подорожали за 10 лет